Елена Багаутдинова
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Багаутдинова Елена Александровна (из опыта работы)
Воспитатель МБДОУ ЦРР №34 «Золотая рыбка», город Набережные Челны.
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящий период с изменением социально - экономических условий, проблема связной речи дошкольников наиболее актуальна. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.
Публикация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Среди многих важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, задача развитие связной речи - одна из главных. Это задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитание звуковой речи; закрепление, обогащение и активизация словаря; развитие и совершенствование грамматического строя речи.
Хорошая речь - основное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Речевое развитие детей-дошкольников по ФГОС ДО ставит такие задачи: формирование не только правильного разговора, но и мышления ребенка. Результаты мониторингов говорят о том, что в последнее время увеличилось число детей, которые имеют существенные нарушения в способности правильно говорить. Очень важно своевременно формировать речь дошкольников, заботиться о ее чистоте, предупреждать и исправлять проблемы, которые считаются отклонениями от общепринятых норм и правил русского языка.
Одним из наиболее эффективных средств развития связной речи детей дошкольного возраста является театрально-игровая деятельность. Театральная игра как творческо-коммуникативная деятельность, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческих отношений и вступает в процесс коммуникации с персонажами театрально-игровой деятельности, заключает в себе неисчерпаемые возможности для развития связной речи детей дошкольного возраста. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Е. А. Флерина, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия. Недостаточная изученность проблемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, средствами театрально-игровой деятельности, не позволяет продуктивно использовать ее потенциал в педагогическом процессе.
Методологической основой исследования являются исследования ученых в области развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Е. Белоус, Е. А. Вангонен, В. П. Глухова, С. Ю. Кондратьевой, Н. А. Щербаковой и др. В работах Д. В. Менджерицкой, В. Г. Ширяевой, Н. А. Ветлугиной, Н. С. Карпинской, и др. раскрываются взгляды на значение игры-драматизации в воспитательном процессе детского сада, что закладывает фундамент дальнейшего изучения творческого воображения дошкольников в театрализованной деятельности.
Цель исследования: теоретическое и эмпирическое изучение развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности.
Объект исследования – процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие связной речи будет проходить успешно, если систематически использовать театрально-игровую деятельность.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности.
2. Выделить критерии уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Реализовать работу по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности и выявить эффективность.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы; эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Первая часть проведенной нами работы позволила выяснить, что с в яз н а я реч ь – со во куп ност ь те м ат ичес к и объе д и не н н ых фр а г ме нто в реч и, н ахо д я щ ихс я в тес но й вз а и мос в яз и и пре дст а в л я ю щ их собо й е д и ное с м ыс ло вое и стру ктур ное це лое. С в яз н а я реч ь в к л юч ает в себ я д ве фор м ы реч и: мо но ло г ичес ку ю и д и а ло г ичес ку ю.
З а н ят и я по те атр а л ьно- и гро во й де яте л ь ност и и ме ют бо л ь шое з н аче н ие д л я всесторо н не го р аз в ит и я ребе н к а. Те атр а л изо в а н н а я де яте л ь ност ь поз во л яет ре ш ат ь м но г ие пе д а го г ичес к ие з а д ач и, к ас а ю щ иес я фор м иро в а н и я в ыр аз ите л ь ност и реч и, и нте л ле кту а л ь но го и ху до жест ве н но-эстет ичес ко го восп ит а н и я. О н а т а к же я в л яетс я не исчерп ае м ы м источ н и ко м р аз в ит и я чу вст в, пере ж и в а н и й и э мо ц ио н а л ь н ых от кр ыт и й ребе н к а, пр иоб щ ает е го к духо в но му бо г атст ву.
Эмпирическое исследование было проведено в три этапа:
1. констатирующий эксперимент,
2. формирующий эксперимент,
3. контрольный эксперимент.
Первый этап был направлен на диагностику уровня развития речи старших дошкольников, где использовалась тестовая методика диагностики устной речи В. П. Глухова с помощью пяти заданий.
Общие показатели по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста :
1) умение построить фразу, связно рассказывать об увиденном, выявить понимание основного содержания;
2) умение детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания;
3) умение детей воспроизводить (пересказывать) достаточно простую по структуре и небольшую по объёму текста знакомую сказку;
4) умение составления описательного рассказа;
5) умение детей решать поставленные речевые и творческие задачи; умение использовать при составлении рассказа предложенный текстовый и наглядный материал.
Результаты констатирующего этапа исследования показывали преобладание низкого и недостаточного уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста и необходимость проведения коррекционной работы по развитию связной речи дошкольников.
На фоне значительного отставания в развитии связной монологической речи у детей отмечались существенные различия в овладении навыками этого вида речевой деятельности. Отмечались серьёзные затруднения в смысловой организации высказываний. Выполнение творческих заданий оказалось для них практически недоступным. Исследования показали, что дети не владеют навыками самостоятельного составления рассказа, для их высказываний характерны крайняя бедность используемых языковых средств, наличие грубых аграмматизмов, нарушающих связность повествования. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.
Далее нами была реализована коррекционная работа с целью совершенствования связной речи старших дошкольников. Работа проводилась на протяжении года с начала 2015 года до его окончания, исключая летние месяцы, по 2 занятия в месяц, в том числе и различные мероприятия, отраженные в календарно-тематическом плане.
Работа включала следующие этапы: I этап – подготовительный. На данном этапе мы провели 3 занятия. Игры и драматизации этого этапа были направлены на формирование доброжелательного отношения к коллективным видам деятельности, посредством которых развивалась потребность в речевой коммуникации; на активизацию вербальных и невербальных средств общения; обучение элементарным имитационным действиям.
II этап – основной. На данном этапе нами были реализованы 13 игр-драматизаций на различные сказки для старшего дошкольного возраста. Занятия этого этапа направлены на формирование навыков речевого общения в процессе организации игр и драматизаций. Дети не только разыгрывали сюжет знакомой сказки, а также импровизировали его.
III этап – работа с родителями. На данном этапе было проведено две консультации для родителей на темы:
1) Способы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста»;
2) Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста.
Также в родительском уголке были размещены памятки для родителей:
1) Памятка для родителей о психолого-педагогических основах развития речи детей старшего дошкольного возраста
2) Памятка для родителей по проведению артикуляционной гимнастики
3) Памятка для родителей по развитию речи детей.
4) Памятка для родителей «Учимся слышать звуки и правильно их произносить»
Предложенная коррекционно-воспитательная работа по использованию театрализованных игр создает дополнительные возможности обучения старших дошкольников речевому общению, формирует у детей необходимые коммуникативные навыки, активизирует речевую продукцию, является фактором коррекции и развития высших, психических функций, способствует установлению межличностных отношений.
После этого мы проводили контрольную диагностику, которая показала, что у дошкольников из экспериментальной группы преобладает средний и недостаточный уровень развития связной речи, у дошкольников из контрольной группы преобладает недостаточный и низкий уровень развития связной речи.
Сравнение диагностик на констатирующем и контрольном этапах показало значительные изменения в развитии уровня связной речи в экспериментальной группе и незначительные в контрольной группе.
Таким образом, проведенная нами работа по внедрению в процесс развития связной речи ребенка театрализованных игр оправдала себя : дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание.
В процессе театрально-игровой деятельности дети учатся навыкам выразительности речи, развитию умения эмоционально общаться, произношению скороговорок, учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание и развивают прочие умения и навыки связной речи.
Занятия по театрально-игровой деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Как отмечает А. П. Ершова, занятия театральной деятельностью развивают не только психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Список литературы:
1. Акулова, О. Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание. -2009.-№4.-С. 24-32.
2. Белоус, Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности/ Е. Белоус // Дошкольное воспитание. – 2009.- №7. –С. 66-70.
3. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста /В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2014. – 168с.
4. Доронова, Т. Н. Играем в театр : театрализованная деятельность детей 4-6 лет / Т. Н. Доронова/ метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М. :Просвещение, 2012. – 284с.
5. Ендовицкая, Т. О развитии творческих способностей / Т. Ендовицкая //Дошкольное воспитание. – 2009. - №12. – С. 73-75.
6. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений/ М. Д. Маханева. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 174с.
7. Нефедова, Ю. Радость творчества: театрально – игровая деятельность / Ю. Нефедова // Дошкольное воспитание. – 2010. - №12. – С. 109-110.
8. Реуцкая, Н. А. Театрализованные игры в детском саду как средство оптимизации личностного развития/ Н. А. Реуцкая, Е. Н. Крылова, С. А. Мефодьева // Образование в современной школе. – 2012. - №8. – С. 60-64.
9. Белошистая, А. Задания для развития связной речи и интеллекта дошкольников / А. Белошистая // Коррекционно – развивающее образование. – 2013. - №1.- С. 21-28.