Елена Кипурова
ТРИЗ-образование для дошкольников. Развитие связной речи через творческие формы работы
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Публикация «ТРИЗ-образование для дошкольников, Развитие связной речи через творческие формы работы» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются : формирование активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей, способствующие созданию условий формирования связной речи.
Достижению этих целей способствую следующие задачи:
-осуществлять системный подход в ознакомлении детей с человеком и миром, формировать системное мышление;
-воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность.
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:
1. Сообщение необходимых знаний.
2. Формирование умений на репродуктивном уровне:
– демонстрация деятельности в целом и по элементам;
– организация отработки умений в упрощенных условиях;
– организация самостоятельной практики с непрерывной обратной связью ребенка с педагогом.
3. Переход к поисковой (продуктивной) фазе:
– организация проблемных ситуаций – решение конкретных задач;
– обязательный анализ своей деятельности.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает и пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
В работе по ТРИЗ-технологиям используем различные методы и приемы.
Метод противоречий.
Один из элементов диалектики (закон единства и борьбы противоположностей) – наличие двух противоречивых качеств в одном объекте. В бытовой ситуации они встречаются ребенку на каждом шагу: надо поесть – будешь сытым, здоровым; не надо кушать – растолстеешь, будет тяжело; драться плохо – сделаешь больно; бейся – ты защищаешь слабого, обиженного. Работая по этому методу, открываем перед детьми «тайну двойного» во всем, в каждом явлении (событии, факте, веществе) – когда что-то в нем хорошо, а что вредно; что-то мешает, а что-то нужное.
Используем игры: «Хорошо – плохо», «Польза – вред», «Наоборот» — это игры на умение видеть противоречия, «обе стороны одной медали».
Метод решения проблем или «дерево решений».
Сначала нужно выбрать проблему, которая не имеет однозначного решения (эпизоды из сказок, ситуации из жизни, например: «Что нужно для встречи Нового года?» Затем рассматриваем схему – «дерево решений». Ствол «дерева» обозначает проблему, крона – пути ее преодоления, а листочки – ее решение. Предлагаем детям, общаясь между собой, найти решение данной проблемы, нарисовать его на листе бумаги и прокомментировать. Дети, достигнув взаимной договоренности путем обсуждения, находят свое решение: елка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки и тому подобное. Затем размещают свои рисунки на дереве решений.
Игры с «подзорной трубой»
Учить детей выделять объекты, изображенные на картине. Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его.
Метод «микрофон»
– это разновидность группового обсуждения определенной проблемы, что дает возможность каждому ребенку высказаться. Можно использовать метод «микрофон» в дидактических играх «Закончи предложение», «Цепочка», «Круг комплиментов» и другие. Содержание метода: дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу игрушечный или воображаемый микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему – предложенные к рассмотрению вопросы или проблемы. Например: «Что делает (ют) осенью дождь (ветер, животные, птицы, люди и т. д?» При использовании этого метода следует придерживаться определенных правил: говорить только тогда, когда получаешь микрофон; говорить быстро и кратко; не оценивать высказывания товарищей.
Придумывание рассказа с продолжением.
Например, воспитатель говорит, что ему на глаза попался рассказ «Прогулка в лес», но он не закончен: «Однажды Миша пошел гулять. Вдруг он услышал, что кто-то под кустом жалобно пищит. Он заглянул туда и увидел щеночка. Он был такой маленький. Мише стало жаль щенка, он взял его на руки, прижал к себе и решил отнести домой…»
Попробуем придумать:
• радостный, веселый конец рассказа;
• поучительный;
• фантастический вариант.
Модификация сказок
Ребёнок изменяет знакомые сюжеты сказок. Использовать этот приё м можно в различных вариантах:
-«Свойства наоборот». Берётся любая знакомая сказка, и её героям приписываются прямо противоположные свойства. Или меняются духовные свойства, внешность. Это даёт возможность крупному стать маленьким, но ловким и незаметным, а маленькому и слабому – великим и могучим. Например, сказка «Красная шапочка». Волк в ней будет маленький и добрый, а Красная шапочка большая и злая.
- «Введение в название сказки нового объекта». В название хорошо знакомой ребёнку сказки добавляется слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Колобок и воздушный шарик», «Волк, семеро козлят и компьютер», «Теремок и паровоз».
- «Салат из сказок» – создание новой сказки на основе эпизодов, выбранных детьми из разных сказок.
- Продолжение сказки – каждый придумывает продолжение сюжетной линии сказки.
- «Я – герой сказки». Предложить ребёнку представить, если одним из героев сказки станет он сам, или герои сказки придут к нему в гости.
-«Смена места действия». Сюжет сказки перемещается в другое место и пространство. Например, жили-были старик со старухой в наши дни, Красная шапочка в космосе.
«Ожившие предметы»
Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами. Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.
«Волшебный гость
-Волшебник «Объединения»объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой.
-Волшебник «Я ощущаю запах, я слышу» учит представлять возможные запахи, звуки и передавать свои представления в рассказе. Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи и звуки там можно ощутить и услышать, обозначить их словами.
-Волшебник «Я ощущаю лицом, руками и ногами» учит детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи. Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать предполагаемые ощущения от соприкосновения с объектами.
-Волшебник «Я пробую на вкус» учит детей разделять объекты на съедобные - несъедобные для человека и живых объектов, изображенных на картине, побуждает передавать в речи вкусовые характеристики объектов. Дети сосредоточены на объектах картины, анализируют их, распределяя на съедобные и несъедобные для человека, того или иного живого существа, изображенного на картине. Вспоминают или предполагают то или иное вкусовое ощущение.
-«Волшебники Времени» ( этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени) учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Дети выбирают себе любой объект, называют конкретного волшебника и описывают, что может произойти в результате воздействия волшебника на объект.
-Волшебник «Увеличения-Уменьшения» учит детей выбирать объект и его свойства и производить их фантастическое преобразование.
-Волшебник «Деления-Объединения» учит детей выбирать объект, дробить его на части и перепутывать по структуре, либо менять его части с другими объектами).
-Волшебник «Оживления-Окаменения» учит детей наделять объект свойствами динамики или статики, выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).
-Волшебник «МогуВсе-МогуТолько» учит наделять объект неограниченными возможностями либо ограничивать в своих свойствах.
-Волшебник «Наоборот» выявляет у объекта какое-либо свойство и меняет на противоположное.
Результатами использования приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста являются :
– повышение концентрации внимания, которое у детей, как правило, еще неустойчивое;
– повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи;
– формирование навыков связной речи : ребенку надо составить рассказ (новую сказку, проследить логику событий и изобразить все схематично на основе символической аналогии (графическая аналогия);
– развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
– положительная динамика в развитии памяти : ребенку надо запомнить новое словосочетание и правильно употребить его в нужной ситуации;
– активизация мыслительной деятельности: ребенку необходимо решить поставленную перед ним задачу и словесно объяснить, как ее решать (предложить свой вариант);
– снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны, т. е. ребенок нетолько понимает, но и сам может изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами (эмпатия).