Ирина Цыганкова
Развитие способов сотрудничества в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация ребёнка, его успешное вхождение, самопредъявление, самовыражение в социуме во многом зависит от его умения сотрудничать со сверстниками, взрослыми. Это особенно актуально в современных условиях развития общества, предполагающих высокую степень активности, мобильности, гибкости, конкурентоспособности развивающейся личности.
Публикация «Развитие способов сотрудничества в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
Анализ педагогической и психологической литературы по развитию у детей навыков эффективного взаимодействия, свидетельствует о том, что данная задача решается, разрознено, либо психологом, занимающимся с отдельной наиболее проблемной группой детей, либо воспитателем, использующим в своей работе игры и упражнения на формирование межличностных отношений дошкольников. В действительности, решение задачи по формированию способов сотрудничества у дошкольников должна решаться в комплексе, совместными усилиями педагогов и психолога. При этом большое значение должно отводиться психолого-педагогическому сопровождению воспитательно – образовательного процесса, заключающегося в анализе актуальной ситуации развития и разработке комплексных мероприятий по решению выявленных проблем (за основу взяты теоретические и практические разработки по данной теме таких авторов как Р. С. Буре, В. Н. Давидович, Т. В. Захараш). Работу по обозначенной задаче, целесообразно осуществляется по следующим направлениям:
• Работа воспитателей по формированию опыта коллективной (совместной) деятельности.
• Профилактическая работа психолога с детьми по личностному развитию старших дошкольников.
• Организация предметно – пространственной среды с использованием разнообразных наглядных форм, которые позволяют развивать потребность в достижениях, в самоутверждении и самовыражении.
Рассмотрим подробнее каждое направление.
Работа воспитателей по формированию опыта коллективной деятельности. Деятельность по данному направлению, должна осуществляться за счёт коллективной формы организации и проведения занятий; использования в совместной деятельности с детьми игр и упражнений, направленных на формирование навыков сотрудничества.
Необходимо подчеркнуть, что по внешним признакам процесс обучения на занятиях выглядит так: каждый из детей выполняет свое задание, стремится получить положительную оценку. Обучение в режиме: «вопрос взрослого – ответ ребёнка» вырабатывает у детей установку на исполнительскую деятельность, на точное воспроизведение заданных образцов, такая ориентация на взрослого приводит к трудностям в развитии социально – коммуникативной компетенции. Поэтому важной педагогической задачей является создание условий, позволяющих придать деятельности детей коллективный характер. С этой целью в воспитательно – образовательный процесс включаются:
• творческие задания, предполагающие высокую степень самостоятельности детей, способность применять ранее полученные знания и умения для решения нестандартных ситуаций;
• нетрадиционные форм организации совместной деятельности, например, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры и т. д.
• организация детей в парах, тройках, малых группах, при организации и проведении занятий.
Для организации совместной деятельности следует использовать такие задания, которые позволяют обнаружить сложившиеся у дошкольников способы влияния друг на друга, а также имеют наглядный конечный результат совместных действий.
Работу по формированию у детей способов сотрудничества целесообразно проводить в несколько этапов.
На первом этапе необходимо сформировать у детей ориентацию на общий результат, умение осознавать свою значимость для получения общего качественного результата. Здесь предлагаются задания, требующие только объединения результатов работы. Педагог подводит детей к пониманию значимости качественного выполнения работы каждым для достижения общего результата. При формировании у детей первоначального опыта совместных действий от педагога требуется большое количество прямых воздействий на детей, разъяснения им всех необходимых способов взаимовлияния.
На втором этапе организация коллективной деятельности состоит в использовании заданий, требующих распределения работы между участниками.
На третьем этапе предлагаются задания, требующие от детей совместного обсуждения каждого этапа работы. На втором и третьем этапе роль педагога заключается в косвенном руководстве деятельностью детей, предоставления им максимальной самостоятельности, а также создание условий для совместного обсуждения с детьми результатов работы.
Профилактическая работа психолога с детьми по личностному развитию старших дошкольников, направлена на развитие произвольного поведения, коммуникативных навыков, развитие рефлексии. С этой целью используются: упражнения на совместное взаимодействие (в парах, тройках, малых группах) с элементами арт – терапии, индивидуальные упражнения, ролевые игры, обсуждение (шеринг). Обсуждение результатов работы является важной составляющей каждого упражнения, через эту форму работы осуществляется решение задачи по развитию рефлексии. Именно на развитие рефлексии делается особый упор в психологической работе с детьми, так как позволяет осуществить:
• Анализ своих мыслей, действий, чувств;
• Анализ способов, приёмов, умений над которыми работали на занятии;
• Осмысление изменений произошедших в поведении;
• Осознание того, чему научились в результате совместной работы;
• Формулирование проблем, над которыми нужно ещё работать и поиск способов их решения.
Особенности проведения рефлексии:
• Вопросы к детям формулируются из особенностей выполнения заданий.
• Вопросы адресуются каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируют на внимательное выслушивание друг друга.
• Вопросы, адресованные детям должны фиксировать их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания.
• Желательно начать выступление с детей, которые успешно справились с заданием.
• Если дети, которым не удалось выполнить задание, затрудняются проанализировать причины, по которым это произошло, можно обратиться к помощи других детей, но при этом важно следить за тем, чтобы их высказывания были корректными, и воспринимались, как реальная практическая помощь.
Грамотно организованная работа по развитию рефлексии, значительно повышает эффективность деятельности по развитию навыков сотрудничества т. к. выводит ребёнка на осознанный уровень, позволяет ему самостоятельно регулировать собственное поведение.
Организация предметно – пространственной среды с использованием разнообразных наглядных форм, которые позволяют развивать потребность в достижениях, в самоутверждении и самовыражении.
Это такие наглядные формы работы, как «Звезда недели», «Цветок достижений», «Страна успехов», «Я умею», «Радуга достижений», «Лучше всего я умею», «Больше всего на свете я хочу научиться» и т. д. Данные формы работы являются интерактивными, предполагают, высокую степень активности самих детей и позволяют осуществить решение задач, напрямую влияющих на развитие социально – коммуникативной компетентности, а именно:
• Стимулирование мотивации детей к достижениям в разных видах деятельности, в формировании тех или иных умений, навыков; формирование мотивации на успех.
• Самопредъявление детей в разных видах деятельности.
• Повышение самооценки. Это особенно актуально для тревожных, сомневающихся, неуверенных в себе детей.
• Развитие самостоятельности : визуальная форма фиксации успехов, достижений, их детализация позволяет детям, увидеть зону не только актуального развития, но и выстроить своё поведение в зоне ближайшего развития.
• Создание и развитие здоровой конкуренции между детьми. Ежедневная наглядная фиксация успехов одних детей, может стимулировать у других детей возникновение потребности в достижениях.
• Формирование умения адекватно оценивать свои реальные возможности. Осознанное отношение к результатам своей деятельности.
• Формирование самосознания. Одна из ведущих линий в развитии самосознания дошкольника является потребность в признании. Реализуя притязание на признание, ребёнок утверждает чувство собственного достоинства и самооценки. А так как всё хорошее эмоционально поощряется, то у ребёнка возникает стремление научиться тому, что одобряется. При этом ребёнок прочно усваивает положительную самооценку.
Таким образом, систематически организованная работа по рассмотренным направлениям позволяет сформировать у детей следующие умения :
• Понимать эмоциональное состояние взрослого, сверстника;
• Получать необходимую информацию в общении;
• Выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению;
• Вести простой диалог;
• Спокойно отстаивать своё мнение;
• Принимать и оказывать помощь;
• Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Литература:
1. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников Р. С. Буре, М. В. Воробьёва, В. Н. Давидович - М., 2006.
2. Буре Р. С. Готовим детей к школе. – М., 1987.
3. Хрестоматия по детской психологии учебное пособие для студнтов под ред. Г. В. Бурменской. М., 1996.
4. О. В. Белановская Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. Минск 2004.