Татьяна Звягина
Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушениями зрения.
Зрительная система развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятием. Выпадение или нарушение функций зрения, играющих у нормально видящих людей ведущую роль, выдвигает у слабовидящих на первый план другие анализаторы. В зависимости от характера объекта то один, то другой анализатор, функционируя совместно с остальными, может выдвигаться на первый план.
Публикация «Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Взаимно дополняя друг друга, слуховые, кожные, обонятельные, вибрационные и зрительные ощущения подробно информируют ребенка об окружающем. Реб нку с нарушениями зрения, в отличие от нормально видящего реб нка, недостаточно лишь зрительно наблюдать предмет. Для создания целостного образа предмета необходимо подключение всех сохранных анализаторов. Восприятие предмета с помощью разнообразных органов чувств (осязание, обоняние, слух, вкусовые ощущения) да т более полное и правильное представление о предметах.
Целостное восприятие предметов обеспечивает накопление жизненного опыта, так как образы воспринимаемых предметов сохраняются в памяти и руководят дальнейшим восприятием окружающего мира. Глаз и другие органы чувств воспринимают похожие предметы более ускоренно, в соответствии с жизненными задачами. Это необходимо для успешного обучения реб нка в школе.
Известно, что в дошкольный период освоение мира ребенком осуществляется
через сенсорно-эмоциональные и чувственно-практические способы познания, так как логика познания мира дошкольников выстраивается в цепочку желание – чувство – мысль. Познавательная деятельность должна строиться так, чтобы активизировались личностные мироощущения, и накапливался личный опыт проживания.
А при нарушенном зрении активизируется деятельность сохранных
анализаторов, повышается острота восприятия сохранившихся видов
чувствительности (слуховой, тактильной, температурной, мышечно- суставной). В свою очередь, совместное использование частичного зрения, слуха осязания, обоняния дает значительно лучшие результаты при узнавании любого предмета.
Активная тренировка сохранных анализаторов компенсирует недостатки зрения в процессе познания окружающего мира, когда дети уверенно двигаются в пространстве, делают меньше ошибок при узнавании предметов, быстрее адаптируются в незнакомом месте. Необходимо помнить, что процесс компенсации за счет включения сохранных анализаторов спонтанно не происходит. В работе с детьми с нарушением зрения следует учитывать, что наиболее успешно ребенок познает окружающий мир на основе знакомства с реальными предметами, а затем уже на макетах, муляжах и иллюстративном материале.
Огромное значение в развитии мыслительных процессов у детей со зрительной патологией имеет руководство их деятельностью педагогом, ее направление и стимуляция. Педагог руководит зрительным восприятием детей, учит их выделять в окружающем все признаки, которые можно познать не только с помощью зрения, но и всех сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, вкусовой, тактильной, температурной чувствительности). Эта способность необычайно важна для детей с
патологией зрения, она значительно обогащает их представления об окружающем мире.
Задача педагога – сделать восприятие окружающего мира целенаправленным и осознанным. Ребятам дают следующие установки: «Посмотри внимательно», «Послушай…», «Потрогай, пощупай, попробуй», «Понюхай…», «Почувствуй…», «Ощути…» (восприятие температурных изменений, дождя, снега, воды и т. д.).
Задают следующие вопросы: «Что ты видишь вокруг?», «Что ты видишь далеко от себя, близко, рядом с собой?», «какие звуки ты слышишь?», «Какие запахи ощущаешь?» и т. д.
Педагог дает задания и проводит игры в зависимости от постановки задачи:
Найди одинаковые по цвету (форме) листья, плоды, фрукты, овощи;
Подбери одинаковые по форме предметы (ведерки, кубики
и т. д.); Найди предметы одинаковой формы, цвета, величины;
Найди самое высокое, низкое дерево;
Найди спрятанную игрушку, свой домик;
Бегите вместе, кто быстрее добежит до домика;
Слушай, что звучит;
Расскажи, какая погода.
Опиши признаки осени, зимы, весны, лета.
Педагог предлагает детям игры на имитацию движений птиц, животных,
транспорта, сюжетно-ролевые игры и т. д.
Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию
ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный результат в процессе познания окружающего мира.
Игры для развития сохранных анализаторов у детей с нарушением
зрения. («Обоняние и вкус»)
Восприятие вкуса
«Заколдованные порошки»
Дидактическая задача: учить детей определять вкус, активизировать
представления детей о значении языка в ощущении вкуса.
Материал: 3 подноса, розетки (кол-во детей X 3, перемолотые в пудру соль,
сахар, лимонная кислота.
«Угадай на вкус»
Дидактическая задача: учить детей угадывать пищу на вкус (не глядя на нее)
Материал: Кусочки разной пищи
«Веселое чаепитие»
Дидактическая задача: познакомить детей с зависимостью вкусовых ощущений от температуры продукта
Материал: горячий (не обжигающий) и теплый чай с одинаковым количеством сахара. Куклы: Мальвина, Буратино.
Ход игры: Мальвина приглашает детей попить чай. Но вот беда, она не знает,
положил ли Буратино уже сахар в чай и всем ли одинаковое количество сахара он положил. Как узнать? (Попробовать чай). Дети пробуют горячий и теплый чай. Они определяют, что сахар Буратино уже положил, т. е. чай сладкий. Теплый чай кажется слаще, чем горячий. Приходит Буратино. Мальвина спрашивает у него, правильно ли дети определили. Буратино сообщает, что он клал одинаковое количество сахара. Мальвина удивлена, почему же дети ошиблись. Педагог рассуждает с детьми и помогает детям сделать вывод о том, что вкус зависит от температуры продукта. И человек лучше чувствует вкус теплых продуктов, чем горячих.
Какое яблоко слаще?»
Дидактическая задача: учить детей различать вкус продуктов. Дать знания том,
что вкусовые ощущения зависят от последовательности приема пищи разного
вкуса.
Материал: яблоко, аскорбиновая кислота (лимон).
Ход: Педагог предлагает детям узнать на вкус, чем он угостит их. Дает детям
попробовать небольшой кусочек яблока, затем лимон (можно аскорбиновую
кислоту - витаминку, затем снова яблоко. Дети отгадывают. Педагог
спрашивает: «Какое яблоко было слаще? Первое или второе?»
Детям кажется, что второе яблоко было слаще. Педагог сообщает детям, что он угощал их одним и тем же яблоком. Почему же им показалось, что второе
яблоко слаще? Помогает сделать вывод о том, что вкус зависит от
последовательности приема пищи разного вкуса. Если после кислого съесть
что-нибудь сладкое, то оно покажется слаще, чем обычно.
«Волшебная вода»
Дидактическая задача: учить детей различать вкус продуктов. Дать знания том, что вкусовые ощущения зависят от последовательности приема пищи разного вкуса.
Материал: у каждого ребенка: стакан с соленой, сладкий и простой водой
(контраст должен быть незначительным, соломка для коктейлей, три метки
разного цвета
Ход: Педагог предлагает детям поиграть в дегустаторов и продегустировать
воду. Перед каждым ребенком стакан со сладкой и простой водой. Дети через
соломку пробуют воду и определяют ее вкус. Педагог предлагает на стакан с
простой водой наклеить синюю метку, со сладкой - красную. Затем ставит для дегустации стакан с соленой водой. Просит определить вкус и наклеить
зеленую метку. Затем педагог предлагает детям с закрытыми глазами
определить на вкус, из какого стакана они пробуют воду (ставит соломки детей в стакан с простой водой). Многим детям кажется, что вода в стакане сладкая. Почему? Педагог помогает детям сделать вывод о том, что вкус зависит от последовательности приема пищи разного вкуса. После соленой воды даже простая вода кажется сладкой, а сладкая кажется еще слаще.
Восприятие запаха
«Узнай по запаху»
Дидактическая задача: учить детей различать запахи, развивать обоняние.
Материал: коробочки с различным наполнением, например: шоколад,
апельсиновые корки, горелая спичка, зубная паста, мыло и т. д.
Ход: Педагог предлагает ребенку закрыть глаза и, понюхав, определить, что
лежит в коробочке. Можно предложить ребенку нарисовать предмет, который имеет такой запах.
«Подбери пару»
Дидактическая задача: учить детей различать запахи, развивать обоняние.
Материал: 8 баночек с различным наполнением, например: 2 баночки с мятой, 2 баночки с чаем, 2 баночки с гвоздикой, 2 баночки с ванилью. На дно баночек приклеены метки. У баночек с одинаковым наполнением - метки одинаковые. В крышках баночек необходимо сделать 5-6 дырок. В качестве баночек можно использовать емкости для специй.