Татьяна Еремина
Развитие социально-эмоциональной адаптивности и компетентности у детей с нарушениями речи как основы эмоциональной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
В своей книге «Развитие эмоций дошкольников» Минаева В. М., написала, что «мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа проблемных семей, а как следствие, появлению детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали мало общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает эмоциональную культуру и чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они сложнее адаптируются в новых коллективах сверстников.» Еще Л. С. Выготский в свое время писал о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства, которое наблюдается у современников. Причина данного феномена была в особенностях воспитания, направленного на логизированное и интеллектуализированное поведение. На фоне прогрессивных изменений современные ученые говорят и пишут о том, что развитию эмоциональной культуры ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Публикация «Развитие социально-эмоциональной адаптивности и компетентности у детей с нарушениями речи как основы эмоциональной культуры» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Эмоциональная культура понимается нами как целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленное системой знаний о развитии эмоций, умений и способов анализа эмоций, управления ими, направленных на адекватность реагирования, что способствует вербализации эмоций человека, его эмоциональной открытости, эмоциональной эмпатии и оказания эмоциональной поддержки окружающим. Иными словами, эмоциональная культура – область деятельности, регулируемая общепринятыми нормами выражения эмоций, которая оказывает влияние на развитие личности.
Эмоциональная культура включает эмоциональную компетентность, эмоциональную грамотность, которые в полной мере влияют на социальную адаптацию ребенка. Последнее особенно важно, так как социальная адаптация - это вхождение в социально-ролевые связи и отношения, в процессе которого ребенок овладевает социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями. Взаимное проникновение ребёнка и социума, приводящие к адаптации, индивидуализации и интеграции определяют сущность социализации личности и выражаются в гармоничном существовании ребёнка в социуме и в удовлетворённости социума поведенческими реакциями, ценностными установками и ориентирами детей.
Социальное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи, заключающееся в усвоении социального опыта и социальных связей, определяется социальной средой, её качественными и количественными характеристиками. Ограниченные возможности здоровья оказывают влияние на разные компоненты социально-эмоционального развития детей. Общая закономерность развития детей с речевой дефицитарностью заключается в затруднениях взаимодействия с социальной средой и в нарушениях связей с окружающим миром.
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи используют и понимают более «простые» средства невербального общения (движения, жесты, мимику, взгляды, характерные для детей более раннего развития. В репертуаре невербальной коммуникации у них превалируют мимика и визуальное взаимодействие (взгляды).
Таким образом, в период подготовки таких детей к школе актуальным становится создание коррекционно-педагогических условий для полноценного развития ребенка с учетом его особенностей и потребностей. Особое значение для формирования социально – психологической готовности к школе детей с нарушениями речи имеет развитие эмоциональной культуры.
Всё выше сказанное обусловлено тем, что до поступления в школу ребенок интенсивно усваивает представления об общественно - значимых нормах, целях и идеалах. Он приобретает собственный эмоциональный опыт в общении с другими людьми и вырабатывает определенное отношение к самому себе. Эмоции помогают ребенку приспосабливаться к той или иной ситуации.
Эмоции ребенка, его эмоциональная культура - это "послание" окружающим его взрослым, о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Детские эмоции влияют на будущее поведение ребенка, способствуют социальному и нравственному развитию и являются источником радости и страдания.
Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной культуры, очень актуальна и важна. Для достижения поставленной цели свои усилия мы сосредоточили на:
- создании оптимальных условий, для полноценного развития эмоциональной культуры ребенка, как основы дальнейшей социальной адаптированности и социально-эмоциональной компетентности дошкольников,
- индивидуальном становлении личности,
- создании педагогического пространства активного взаимодействия взрослых и детей, в котором ребенок получает опыт активного освоения мира в процессе различных видов деятельности.
С учетом требований ФГТ, где в содержании образовательной области "Социализация" даны рекомендации о включении детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности детей и приобщение их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
Реализуя данные рекомендации, мы определили следующие задачи:
1. Освоить социальные нормы и правила поведения в обществе;
2. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);
3. Формировать коммуникативные навыки в обращении «ребенок – ребенок»;
4. Обогащать качественно и количественно словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
5. Научить слушать себя и других, управлять своим поведением, развивать произвольность и самостоятельность.
Для успеха нашей работы по развитию эмоциональной культуры у детей мы четко следовали следующим принципам:
- позитивность (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
- безусловное принятие ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности;
- индивидуальный подход (максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);
- развитие и саморазвитие личности (активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию и самосовершенствованию);
- демократизм в объединении взрослого и ребенка, соблюдении равноправия;
- поощрение достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности.
Определяя содержание нашей работы, мы учитывали не только возрастные особенности детей, но и различные формы взаимодействия с ними в течение года. Наши встречи проводились два раза в месяц, во вторую половину дня.
Каждое занятие имеет определенную тему и свои задачи:
«Рисуем настроение» - cоздание в группе эмоционально-благоприятного фона :
- знакомство детей с разными чувствами;
- умение соотносить цветовую гамму с образом;
«Я радуюсь когда…» - снятие психического напряжения:
- учить художественным приемам, изображать и определять эмоцию “радости”;
«Встреча с другом» - снятие психического напряжения:
- учить изображать художественными приемами эмоцию “удивления”;
«Это - я, когда…» - снятие эмоционального напряжения :
- учить изображать и определять состояние “интерес”;
«Ты - лев» - создание положительного эмоционального фона :
- учить определять и изображать эмоцию “гордость”;
«Я заболел…» - снятие психического напряжения:
- учить изображать и определять эмоции “страдание” и “печаль”;
- отличать “печаль” от “страдания”;
«Поссорились-помирились» - снятие психического напряжения:
- содействовать доброжелательной обстановке в группе;
- изучить чувство “обиды”;
«Грязь» - снятие двигательной расторможенности, негативизма:
- учить распознавать и изображать эмоцию “отвращения”;
«Испорченный телефон» - учить распознавать и изображать “гнев” :
- активизировать ассоциации детей;
«Я больше не буду…» - снятие мышечного напряжения:
-учить изображать и распознавать чувство “вины” и “стыда”;
«Когда я злюсь, то…» - снятие психического напряжения:
- учить распознавать и изображать “обиду” и “злость”;
- учить самоконтролю эмоциональных проявлений;
«Чаша доброты» - умение адекватно выражать свои эмоции :
- повышать уверенность в себе;
- познакомить с понятиями; настроение, доброта;
«Отдать приказ» - умение детей правильно выбирать правильный тон в разговоре:
- развивать умение договариваться;
- устанавливать доброжелательные взаимоотношения;
«Я тебе доверяю, а ты?» - способствовать сплочению группы:
- развивать межличностное ”доверие ”;
- развивать невербальные средства общения;
«Все вместе» - Способствовать сплочению группы:
-учить преодолевать давление из вне и не бояться трудностей;
- учить изображать эмоцию “страха”;
«Браво» - умение распознавать чувства и эмоции :
- стимулировать их появление;
- развивать наблюдательность и активность.
Для реализации поставленных задач мы использовали различные упражнения: “Гномы”, “Зеркало”, “Повтори позу”, “Фокус”, “Путаница”, ”Море волнуется”, “Гусеничка”, “Забавные человечки”, “Будь внимателен!”, “Соленый чай”, “Грязная бумажка”, ”Провинился”, “Тень”, “Мусорное ведро”, “Опаздывающее зеркало”.
Игры: “ Четыре стихии”, “Кто быстрее рассмешит Царевну Несмеяну”, “Льдинка”, “Фотография”, “Отгадай, кто мы?”, “Кто пришел?”, “Узнай по голосу”, ”Кто больше назовет?”, ”Ручеек”, ”Повтори позу”.
Рисование: Рисование пальчиками рук различных эмоций.
Этюды: “Собачка принюхивается”, “Лисичка прислушивается”, “Писк гуся”, “Царевна лягушка”, “Снег” с музыкальным сопровождением, аутотренинг-расслабление, “На зеленной траве” под музыку, “Ой-ой! Живот болит”, аутотренинг-расслабление под музыку “Отдых на берегу моря”, “Гневная гиена”, “Хмурый орел”, “Провинился”, “Стыдно”, ”Один дома”, ”Встреча с другом”.
Таким образом, благодаря организованной комплексной работе ребенок имеет полезный опыт взаимоотношений, и это социальное сотрудничество происходит не путем пассивной адаптации к требованиям социальной среды, а происходит в активной форме, в процессе деятельности, которую ребенок осуществляет, сотрудничая и общаясь с другими людьми - взрослыми и сверстниками.
Достаточно сформированная эмоциональная культура поможет нашим детям наладить социальное сотрудничество в разнообразной образовательной среде – школе, кружках, различных секциях.
Список литературы.
1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. С-Пб. ,1997.
2. Ильина В. Н. Развитие личности ребенка. Е-г, 2004.
3. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. М. ,2006.
4. Котова Е. В. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей. М. ,2008.
5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Е-г, 2004.
6. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. М. ,1999
7. Маралов В. Г., Фролова Л. П. Коррекция личностного развития дошкольников. М. ,2008
8. Юрчук Е. Н Эмоциональное развитие дошкольников. М. ,2008