МААМ-картинки

Развитие социально-эмоциональной адаптивности и компетентности у детей с нарушениями речи как основы эмоциональной культуры

Татьяна Еремина
Развитие социально-эмоциональной адаптивности и компетентности у детей с нарушениями речи как основы эмоциональной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

В своей книге «Развитие эмоций дошкольников» Минаева В. М., написала, что «мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа проблемных семей, а как следствие, появлению детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали мало общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает эмоциональную культуру и чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они сложнее адаптируются в новых коллективах сверстников.» Еще Л. С. Выготский в свое время писал о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства, которое наблюдается у современников. Причина данного феномена была в особенностях воспитания, направленного на логизированное и интеллектуализированное поведение. На фоне прогрессивных изменений современные ученые говорят и пишут о том, что развитию эмоциональной культуры ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Публикация «Развитие социально-эмоциональной адаптивности и компетентности у детей с нарушениями речи как основы эмоциональной культуры» размещена в разделах

Эмоциональная культура понимается нами как целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленное системой знаний о развитии эмоций, умений и способов анализа эмоций, управления ими, направленных на адекватность реагирования, что способствует вербализации эмоций человека, его эмоциональной открытости, эмоциональной эмпатии и оказания эмоциональной поддержки окружающим. Иными словами, эмоциональная культура – область деятельности, регулируемая общепринятыми нормами выражения эмоций, которая оказывает влияние на развитие личности.

Эмоциональная культура включает эмоциональную компетентность, эмоциональную грамотность, которые в полной мере влияют на социальную адаптацию ребенка. Последнее особенно важно, так как социальная адаптация - это вхождение в социально-ролевые связи и отношения, в процессе которого ребенок овладевает социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями. Взаимное проникновение ребёнка и социума, приводящие к адаптации, индивидуализации и интеграции определяют сущность социализации личности и выражаются в гармоничном существовании ребёнка в социуме и в удовлетворённости социума поведенческими реакциями, ценностными установками и ориентирами детей.

Социальное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи, заключающееся в усвоении социального опыта и социальных связей, определяется социальной средой, её качественными и количественными характеристиками. Ограниченные возможности здоровья оказывают влияние на разные компоненты социально-эмоционального развития детей. Общая закономерность развития детей с речевой дефицитарностью заключается в затруднениях взаимодействия с социальной средой и в нарушениях связей с окружающим миром.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи используют и понимают более «простые» средства невербального общения (движения, жесты, мимику, взгляды, характерные для детей более раннего развития. В репертуаре невербальной коммуникации у них превалируют мимика и визуальное взаимодействие (взгляды).

Таким образом, в период подготовки таких детей к школе актуальным становится создание коррекционно-педагогических условий для полноценного развития ребенка с учетом его особенностей и потребностей. Особое значение для формирования социально – психологической готовности к школе детей с нарушениями речи имеет развитие эмоциональной культуры.

Всё выше сказанное обусловлено тем, что до поступления в школу ребенок интенсивно усваивает представления об общественно - значимых нормах, целях и идеалах. Он приобретает собственный эмоциональный опыт в общении с другими людьми и вырабатывает определенное отношение к самому себе. Эмоции помогают ребенку приспосабливаться к той или иной ситуации.

Эмоции ребенка, его эмоциональная культура - это "послание" окружающим его взрослым, о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Детские эмоции влияют на будущее поведение ребенка, способствуют социальному и нравственному развитию и являются источником радости и страдания.

Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной культуры, очень актуальна и важна. Для достижения поставленной цели свои усилия мы сосредоточили на:

- создании оптимальных условий, для полноценного развития эмоциональной культуры ребенка, как основы дальнейшей социальной адаптированности и социально-эмоциональной компетентности дошкольников,

- индивидуальном становлении личности,

- создании педагогического пространства активного взаимодействия взрослых и детей, в котором ребенок получает опыт активного освоения мира в процессе различных видов деятельности.

С учетом требований ФГТ, где в содержании образовательной области "Социализация" даны рекомендации о включении детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности детей и приобщение их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

Реализуя данные рекомендации, мы определили следующие задачи:

1. Освоить социальные нормы и правила поведения в обществе;

2. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);

3. Формировать коммуникативные навыки в обращении «ребенок – ребенок»;

4. Обогащать качественно и количественно словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;

5. Научить слушать себя и других, управлять своим поведением, развивать произвольность и самостоятельность.

Для успеха нашей работы по развитию эмоциональной культуры у детей мы четко следовали следующим принципам:

- позитивность (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);

- безусловное принятие ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности;

- индивидуальный подход (максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);

- развитие и саморазвитие личности (активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию и самосовершенствованию);

- демократизм в объединении взрослого и ребенка, соблюдении равноправия;

- поощрение достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности.

Определяя содержание нашей работы, мы учитывали не только возрастные особенности детей, но и различные формы взаимодействия с ними в течение года. Наши встречи проводились два раза в месяц, во вторую половину дня.

Каждое занятие имеет определенную тему и свои задачи:

«Рисуем настроение» - cоздание в группе эмоционально-благоприятного фона :

- знакомство детей с разными чувствами;

- умение соотносить цветовую гамму с образом;

«Я радуюсь когда…» - снятие психического напряжения:

- учить художественным приемам, изображать и определять эмоцию “радости”;

«Встреча с другом» - снятие психического напряжения:

- учить изображать художественными приемами эмоцию “удивления”;

«Это - я, когда…» - снятие эмоционального напряжения :

- учить изображать и определять состояние “интерес”;

«Ты - лев» - создание положительного эмоционального фона :

- учить определять и изображать эмоцию “гордость”;

«Я заболел…» - снятие психического напряжения:

- учить изображать и определять эмоции “страдание” и “печаль”;

- отличать “печаль” от “страдания”;

«Поссорились-помирились» - снятие психического напряжения:

- содействовать доброжелательной обстановке в группе;

- изучить чувство “обиды”;

«Грязь» - снятие двигательной расторможенности, негативизма:

- учить распознавать и изображать эмоцию “отвращения”;

«Испорченный телефон» - учить распознавать и изображать “гнев” :

- активизировать ассоциации детей;

«Я больше не буду…» - снятие мышечного напряжения:

-учить изображать и распознавать чувство “вины” и “стыда”;

«Когда я злюсь, то…» - снятие психического напряжения:

- учить распознавать и изображать “обиду” и “злость”;

- учить самоконтролю эмоциональных проявлений;

«Чаша доброты» - умение адекватно выражать свои эмоции :

- повышать уверенность в себе;

- познакомить с понятиями; настроение, доброта;

«Отдать приказ» - умение детей правильно выбирать правильный тон в разговоре:

- развивать умение договариваться;

- устанавливать доброжелательные взаимоотношения;

«Я тебе доверяю, а ты?» - способствовать сплочению группы:

- развивать межличностное ”доверие ”;

- развивать невербальные средства общения;

«Все вместе» - Способствовать сплочению группы:

-учить преодолевать давление из вне и не бояться трудностей;

- учить изображать эмоцию “страха”;

«Браво» - умение распознавать чувства и эмоции :

- стимулировать их появление;

- развивать наблюдательность и активность.

Для реализации поставленных задач мы использовали различные упражнения: “Гномы”, “Зеркало”, “Повтори позу”, “Фокус”, “Путаница”, ”Море волнуется”, “Гусеничка”, “Забавные человечки”, “Будь внимателен!”, “Соленый чай”, “Грязная бумажка”, ”Провинился”, “Тень”, “Мусорное ведро”, “Опаздывающее зеркало”.

Игры: “ Четыре стихии”, “Кто быстрее рассмешит Царевну Несмеяну”, “Льдинка”, “Фотография”, “Отгадай, кто мы?”, “Кто пришел?”, “Узнай по голосу”, ”Кто больше назовет?”, ”Ручеек”, ”Повтори позу”.

Рисование: Рисование пальчиками рук различных эмоций.

Этюды: “Собачка принюхивается”, “Лисичка прислушивается”, “Писк гуся”, “Царевна лягушка”, “Снег” с музыкальным сопровождением, аутотренинг-расслабление, “На зеленной траве” под музыку, “Ой-ой! Живот болит”, аутотренинг-расслабление под музыку “Отдых на берегу моря”, “Гневная гиена”, “Хмурый орел”, “Провинился”, “Стыдно”, ”Один дома”, ”Встреча с другом”.

Таким образом, благодаря организованной комплексной работе ребенок имеет полезный опыт взаимоотношений, и это социальное сотрудничество происходит не путем пассивной адаптации к требованиям социальной среды, а происходит в активной форме, в процессе деятельности, которую ребенок осуществляет, сотрудничая и общаясь с другими людьми - взрослыми и сверстниками.

Достаточно сформированная эмоциональная культура поможет нашим детям наладить социальное сотрудничество в разнообразной образовательной среде – школе, кружках, различных секциях.

Список литературы.

1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. С-Пб. ,1997.

2. Ильина В. Н. Развитие личности ребенка. Е-г, 2004.

3. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. М. ,2006.

4. Котова Е. В. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей. М. ,2008.

5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Е-г, 2004.

6. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. М. ,1999

7. Маралов В. Г., Фролова Л. П. Коррекция личностного развития дошкольников. М. ,2008

8. Юрчук Е. Н Эмоциональное развитие дошкольников. М. ,2008

Публикации по теме:

Формирование культуры общения посредствам развития эмоционально личностных особенностей дошкольников Формирование культуры общения посредствам развития эмоционально личностных особенностей дошкольников в условиях социально-одобряемого поведенияМы.

Из опыта работы кружка «Веселые узелки» "Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Сила ума крепнет по мере того, как совершенствуется мастерство руки. И чем раньше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие социально-эмоциональной адаптивности и компетентности у детей с нарушениями речи как основы эмоциональной культуры
Опубликовано: 28 марта 2013 в 20:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие социально-эмоциональной адаптивности и компетентности у детей с нарушениями речи как основы эмоциональной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Еремина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД