Ангелина Аладьина
Развитие социально-бытовых навыков у ребенка с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие навыков самообслуживания и бытового поведения представляет для
аутичного ребенка особую проблему. Сложность его обучения социально-бытовым навыкам
в большой степени связана с нарушениями контакта, трудностью произвольного
сосредоточения и страхами.
Иногда аутичный ребенок при случайных обстоятельствах может научиться довольно
сложному действию самостоятельно, но крайне редко это получается у него через
Публикация «Развитие социально-бытовых навыков у ребенка с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
подражание другому человеку. Однако и в этом случае овладение навыком бывает сцеплено
с конкретной ситуацией, и крайне затруднен его перенос в другую ситуацию. Часто ребенку
мешают также нарушения тонкой моторики, мышечного тонуса, общая моторная неловкость.
В связи с нарушениями социального поведения крайне трудно организовать саму ситуацию
обучения. Аутичный ребенок может не выполнять инструкции, игнорируя их, убегая от
взрослого или делая все наоборот.
В то же время, если в норме дети часто овладевают многими умениями, подражая
взрослым, действуя путем проб и ошибок, то аутичному ребенку требуется специально
организованное обучение и многократное, совместное со взрослым проживание
повседневных бытовых ситуаций. Неуспех может вызвать стойкий протест такого ребенка
против повторной попытки неудавшегося действия. Поэтому крайне важно организовать
ситуацию успеха, не спешить с усложнением задачи, обеспечить поддержку и постепенное
предоставление самостоятельности, чтобы у него возникло ощущение безопасности и
уверенности в собственных силах.
Необходимо также отметить, что трудности в адаптации аутичного ребенка к быту
семьи, его отказ что-то сделать часто связаны со страхами. Ребенок может бояться ходить в
туалет из-за шума спускаемой из бачка воды, заходить в ванную из-за звуков в трубах,
мыться, если вода однажды попала ему в глаза, одеваться, так как в прошлом испугался
узкого воротника свитера, идти гулять, потому что боится соседской собаки или лифта.
Негативизм может быть преодолен, если близкие понимают, что-стоит за отказом
ребенка; терпеливо ободряют его, подчеркивая какой он уже большой и сильный; дают ему
возможность освоиться в пугающей ситуации. Можно объяснить, почему шумит вода,
рассказать, как она идет к нам из реки и убегает в море, дать поэкспериментировать с
краном. Можно научить ребенка пользоваться гибким шлангом, самому регулировать поток
воды при мытье, помыть голову кукле. Можно вместе покататься на лифте. Ребенку можно
помочь в преодолении страха, если дать ему возможность почувствовать себя хозяином
ситуации: «Мы идем гулять, а бедная собачка там, за дверью, лает – слышишь, это ей гулять
хочется, жалко ее, правда? Ничего, собачка, придут твои хозяева, и ты погуляешь». Под эти
слова ребенок легче пройдет мимо пугающей его двери, а в следующий раз он сможет уже
спокойно пройти, «пожалев собачку».
Часто в отношениях между аутичным ребенком и его родителями или педагогом
существует опасность гиперопеки. Боясь потерять установившийся контакт, опасаясь
деструктивного поведения со стороны ребенка или экономя время, родители нередко сами
одевают и раздевают ребенка, угадывая его малейшее движение или настойчивый жест, дают
ему предмет, который он может достать и самостоятельно.
В норме дети в возрасте трех лет часто стараются отстоять свою самостоятельность,
протестуя против вмешательства взрослого. Аутичный ребенок, будучи неуверенным в
успехе, напротив, старается привлечь помощь взрослого, легко становится зависимым от его
поддержки и подсказки. Поэтому крайне важно создать у него ощущение успеха, силы и как
можно раньше начать подключать его к наиболее легким операциям, подчеркивая, как у него