Ольга Арефина
Развитие слуховых-ориентировочных реакций у детей младенческого возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование полноценного восприятия окружающей действительности служит основой познания мира, первой ступенью которого является, чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания - сенсорное воспитание.
В значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько ребенок совершенно слышит, видит, осязает окружающее. В норме младенцы уже впервые минуты жизни способны грубо локализовать источник звука, поворачивая голову в его сторону (Sanford, 1983).
Публикация «Развитие слуховых-ориентировочных реакций у детей младенческого возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
В младенчестве можно выделить два возрастных периода, соответствующие двум уровням развития зрительно-слуховой координации. Первый период - от рождения до 20-40 дней. В этом возрасте поворот головы в направлении источника звука осуществляется рефлекторно, он неточен, имеет большой латентный период, угасание реакции отсутствует или выражено слабо, количество правильных "поворотов " зависит от временных характеристик стимула.
На 2-3-м месяце жизни дети перестают поворачивать голову в направлении источника звука. Это временное ухудшение звуковой локализации не удается предотвратить с помощью тренировки, его срок определяется не фактическим, а гестационным возрастом ребенка.
Второй период начинается с 4-х месячного возраста. Для этого возраста характерно резкое уменьшение латентного периода поворота головы на звук, повышение точности локализации; к 6-ти месяцам увеличивается скорость привыкания.
У слепых детей в возрасте 4-6 месяцев наблюдается полное угасание поворота головы в сторону источника звука. Бауэр отмечает, что у детей в возрасте до 20 недель способность дотягиваться в темноте до звучащего предмета, который они перед тем видели на свету, и схватывать, его развита в гораздо большей степени, чем у детей 20-40 недельного возраста (Бауэр, 1979).Он объясняет это тем, что у старших детей дотягивание зрительно направляется, тогда как у младших детей оно лишь инициируется видимым или звучащим объектом. Исследования фон Хофстена (von Hofstenб 1991, 1993) показали, что движение руки новорожденного направлены к объектам, но только позже совершенствуются под контролем зрения. У слепых младенцев наблюдается слежение за своими руками и взгляд их довольно точно направлен на то место, где находятся в данный момент руки. Однако позже, когда "первое" дотягивание исчезает, слепые дети перестают следить за своими руками.
Если первые интерсенсорные координации является врожденными, то следующий уровень требует афферентного подкрепления, уточнения по мере взаимодействия со средой. Существование зрительно-моторных координаций у слепых детей, возможно, объяснить не столько жестко врожденной программой скоординированных действий, сколько первоначально большим влиянием проприоцептивной системы в общем интегративном действии.
В дальнейшем зрение занимает место главного интегратора в организации и совершенствовании действий (Covalata, 1974; Egeth, Sager, 1977; Freides, 1977). Однако взрослые слепые люди осуществляют хорошо скоординированное поведение за счет компенсаторного использования слуховой и тактильной систем. Мы полагали, что использование слуховой и тактильной систем значительно возрастет в случае серьезных потерь зрения уже на ранних этапах развития.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СЛУХОВОГО АППАРАТА
Слуховая система, имеет очень сложное строение. Внутри слуховой системы определяют две подсистемы: способность оценить громкость звука и способность одновременно оценить удаленность, пространственное расположение источника звука.
При поражении среднего уха нарушается способность с помощью звука одновременно оценить удаленность, пространственное расположение, источника звука.
При поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария человека не в состоянии определить бытовые звуки и шумы. Так же у больных могут быть нарушения слуховой памяти, трудности оценки ритмических структур сложности узнавания и воспроизведения знакомой мелодии.
При поражении Кортиева органа у ребенка нарушается нормальное восприятие громкости звуков.
ГОСПИТАЛЬНЫЙ СИНДРОМ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Влияние общения обнаруживается как в ускорении обычного темпа развития ребенка, так и в том, что оно позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию.
Госпитализм - синдром психической и физической отсталости, возникающий впервые годы жизни ребенка из-за дефицита общения с близкими взрослыми, в частности, в результате помещения в детское учреждение (больница).
Зачастую младенцы, поступившие, в дом ребенка не проявляют слуховой реакции на шумовые или звуковые раздражители (либо совсем, либо частично, но в течение, 1-2 месяцев слуховые реакции восстанавливаются.
Оказалось, что самый опасный и уязвимый возраст - от 6 до 12 месяцев. В это время ребенка ни в коем случае нельзя лишать общения с матерью. А если уж иначе нельзя, надо заменить мать другим человеком.
Хуже всего то, что ребенка, заболевшего тяжелой формой госпитализма, нельзя вылечить до конца. Рана, нанесенная личности, заживает, но оставляет след на всю жизнь. Американский психолог Берес исследовал личности 38 взрослых людей, которые в детстве болели госпитализмом. Только семеро из них смогли хорошо приспособиться к жизни, и были обычными нормальными людьми; остальные обладали разными психическими дефектами.
Во многих работах указывается, что в условиях госпитализма страдает предречевое и речевое развитие, разлука с матерью сказывается на развитии познавательных функций, на эмоциональном развитии ребенка.
ЗРИТЕЛЬНО-СЛУХОВАЯ ДИАГНОСТИКА.
Для исследования зрительно-слуховых координаций использовались следующие ситуации:
1. Статическая звучащая игрушка в центре поля зрения и вне его (на расстоянии 30 см в 90 град. от центральной линии взора)
2. Прослеживание объекта со звуком и без звука во фронтальной плоскости
3. Предъявление музыкальных звуков в поле зрения и вне него.
4. Речевые звуки, пение, ритмизированная речь.
5. Реакции на собственное имя ребенка в поле и вне поля его зрения
6. Индифферентные звуки-хлопок, свист, звук колокольчика, вне поля зрения
7. Звуковой тон частотой 250 Гц и громкостью 70 ДБ, предъявляемый во время сна для тестирования собственно слуховой чувствительности.
На протяжении всего эксперимента регистрировались реакции фиксации, повороты головы по видеозаписи и по записям движений глаз, методом ЭОГ, и вегетативной реакции КГР.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
Название реакции Приблизительный возраст
вздрагивает или моргает при разных звуках 0
Обращает внимание на голос матери 1
Различает тембр, громкость и высоту звука 1
Прислушивается к звуку погремушки 0 — 1
Замирает при появлении нового звука на фоне других 1 -2.5
Эмоционально реагирует на звуки в зависимости от настроения 1.5
Улыбается, когда слышит голос взрослого 1.5 -2
Прислушивается к музыке 2 — 3
Поворачивает голову к источнику звука 3
Трясет погремушкой, прислушивается, делает паузу
и снова трясет погремушкой 3 -4
Стучит, прислушивается и снова стучит 3 — 4
Переводит взгляд с одного говорящего на другого 3 — 5
Смотрит внимательно на объект, издающий звук 3 — 5
СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ
Благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить их и использовать звуковые впечатления из прошлого. Различают речевую, неречевую и музыкальную слуховую память. Каждая из них имеет свои особенности и развивается относительно независимо. Мир неречевых звуков исключительно богат и разнообразен: шум дождя, шелест листьев, тиканье часов, голоса людей и т. д. Этот «язык» легко становится понятным ребенку уже в раннем возрасте. Для понимания речи, как и музыки, необходим многолетний опыт.
В 6 - 10 недель младенец узнает голос матери, выделяет среди других звуков определенную музыку. В 3 месяца - начинает узнавать звуки родного языка, а к концу 3 месяца уже избирательно реагирует на звук в зависимости от его характера, а не от интенсивности.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ
Название реакции Возраст появления реакции (в месяцах)
Различает голоса близких людей 2 — 3
Узнает любимую музыку 2 — 4
Внимателен к определенным
звукам, что зависит от их характера, а не от
интенсивности 2 — 4
УСЛОВИЯ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Человек живет в мире звуков - звуков природы, работы механизмов, музыки, речи и т. д. Посредством слухового восприятия улавливаются звуки, настраивается на оптимальное восприятие слуховой аппарат, который находит источник звука, позволяет реагировать на изменения в звуковой среде.
Педагогический процесс должен гибко учитывать быстрое развитие малыша первого года жизни. Добросовестный уход и забота окружающих взрослых о самых маленьких в доме ребенка восполняет материнскую любовь и ласку, создает эмоциональный фон общения, без которого не может быть полноценного физического и психического развития детей.
Младенец особым образом рано начинает реагировать на человеческую речь, выделяя ее из всех шумов и музыкальных звуков.
Радостные интонации знакомого голоса вызывают у самых маленьких не только слуховое сосредоточение, но и приятные ощущения, а затем и подражание
Интонации взрослого начинают проявляться и в голосовых реакциях малыша, свидетельствуя о возникновении положительных эмоций.
Для развития активности детей следует уже с первых месяцев жизни связывать положительные эмоции с интеллектуальными стимулами. Стремиться к тому, чтобы малыши приятно реагировали на успокаивающие или наоборот бодрящие действия взрослого, его улыбку, ласковые слова, которые должны сочетаться с каким либо практическим результатом (например, кормлением, купанием или занятием с показом игрушек).
С первых месяцев жизни ребенка уже нужно развивать слуховые реакции. Очень важно, чтобы не было лишних звуковых раздражителей. Позаботьтесь о том, чтобы кроватка малыша не была расположена у стены, за которой находится телевизор или другие источники постореннего звука.
В 1месяц у ребенка наблюдается длительное слуховое сосредоточение, ребенок прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки. В разные отрезки бодрствования взрослый на расстоянии 50 см от ребенка, лежащего на спине, в не поле его зрения гремит погремушкой или ласково разговаривает, с ним в течение 50 сек.
В 2 месяца у ребенка наблюдаются ищущие повороты головы при длительном звуке. В разные отрезки бодрствования взрослый гремит, погремушкой 3-5 сек. На расстоянии 40-50см. с боку, в не поле зрения лежащего на спине ребенка.
В 3 месяца ребенок проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор). Взрослый, наклонившись над лежащим на спине ребенком ласково, улыбается ему, оживленно разговаривает, с ним в течение 20-30 сек. Обращаясь 3 раза.
В 4 месяца ребенок поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами. Взрослый в не поле зрения ребенка, лежащего на спине, на расстояние 50-70 см. гремит погремушкой 3-4 раза (пауза 2 сек) или шуршит бумагой.
В 5 месяцев ребенок узнает голос матери или близкого человека. С ребенком, лежащим на спине, издали, в не поле его зрения, ласково говорит, взрослый в течение 30 сек.
В 6-8 месяцев ребенок, по-разному реагирует на свое и чужие имена. Взрослый, в не поле зрения ребенка, лежащего на спине или животе, называет чужое имя, резко контрастное по звучания с именем ребенка, повторяет его 2 раза, с паузой 1-2 сек., затем после паузы 2-3 сек, имя ребенка и после паузы опять чужое имя. Оба имени произносятся с одинаковой интонацией и эмоциональной окраской.
В 9-12 месяцев ребенок выполняет плясовые движения под веселую музыку. Во время плясовой мелодии, взрослый оживленно двигает руками ребенка, приподнимает поочередно его ноги, покачивает. Во время спокойной мелодии стоит рядом с ребенком и спокойно слушает.
Для нормального роста и формирования организма грудного ребенка, и особенно для становления его психической деятельности органы чувств, даже будучи полноценно сформированными, нуждаются в дальнейшем развитии, совершенствовании, тренировке. Это и составляет суть сенсорного воспитания. Конечно, его содержание и задачи впервые месяцы жизни малыша еще сравнительно просты, но важно, чтобы оно непременно проводилось в необходимом объеме. По мере увеличения возраста ребенка
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХА
Педагогический процесс должен гибко учитывать быстрое развитие малыша первого года жизни. Добросовестный уход и забота окружающих взрослых о самых маленьких в доме ребенка восполняет материнскую любовь и ласку, создает эмоциональный фон общения, без которого не может быть полноценного физического и психического развития детей.
Младенец особым образом рано начинает реагировать на человеческую речь, выделяя ее из всех шумов и музыкальных звуков.
Радостные интонации знакомого голоса вызывают у самых маленьких не только слуховое сосредоточение, но и приятные ощущения, а затем и подражание
Интонации взрослого начинают проявляться и в голосовых реакциях малыша, свидетельствуя о возникновении положительных эмоций.
Для развития активности детей следует уже с первых месяцев жизни связывать положительные эмоции с интеллектуальными стимулами. Успокаивающие или наоборот бодрящие действия взрослого, его стремиться к тому, чтобы малыши приятно реагировали на улыбку, ласковые слова, которые должны сочетаться с каким либо практическим результатом (например, кормлением, купанием или занятием с показом игрушек)
Важно приучить малыша к звуковым контрастам. Для этого взрослым полагается много петь ребенку. Подбирается не только тихие, медленные, но и громкие, веселые мелодии. Разговор с малышом происходит с разной интонацией. При этом большое место отводится звукоподражанию.
Высокие и низкие звуки
Необходимо дать ребенку почувствовать различие между высокими и низкими звуками. Например: ребенку дают послушать звук маленького колокольчика, а затем большого колокола, звон хрустального бокала, свист, стук в дверь, и т. п. Переходя от одного звука к другому много раз необходимо подчеркнуть, какой звук называется самым высоким, а какой - самым низким.
Ни в коем случае нельзя создавать вокруг ребенка атмосферу тишины, даже во время сна. Но в, то, же время, исключить наличие постоянного шума, так, же не целесообразно.
Кассеты и диски не могут заменить непосредственного общения и человеческих контактов. Однако когда ребенок остается один, можно включать ему магнитофон с записями различных музыкальных произведений или песен
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
У новорожденного есть полный набор автоматических реакций так называемых безусловных рефлексов (защитный рефлекс, рефлекс ползания, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинзона).
Существуют также совершенно необходимые для жизни рефлексы: дыхательный рефлекс, рефлекс сосания и некоторые другие.
Новорожденный и даже еще не родившийся ребенок обладает психикой. Конечно, это психика в ее первичных, зачаточных формах, мало похожая на психику взрослого человека, прошедшую огромный путь эволюции и сложных изменений. И все же именно из этих зачатков, как писал выдающийся советский психолог Л. С. Выготский, развиваются высшие психические функции человека.
Уже с первых дней рождения ребенок является не просто «реагирующим аппаратом», как утверждали рефлексологически настроенные психологи, но существом обладающим, хотя и диффузной, но все, же своей индивидуальной психической жизнью. У ребенка, имеются первичные потребности (в еде, тепле, движении, связанные с фундаментальным развитием мозга (например, потребность в новых впечатлениях) и социальные потребности, появляющиеся и развивающиеся в течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке. Эти потребности, в дальнейшем, становятся важнейшими, для нравственного формирования ребенка.
Признание указанных потребностей требует признания у младенца и соответствующих аффективных переживаний. Неудовлетворение какой-либо из них вызывает у ребенка отрицательные переживания, выражающиеся в беспокойстве, крике, а их удовлетворение - радость, повышение общего жизненного тонуса, усиление познавательной и двигательной активности (например, так называемый комплекс оживления) и так далее.
Следовательно, содержание психической жизни детей первого года жизни характеризуются сначала аффективно окрашенными ощущениями, а затем глобально аффективно переживаемыми впечатлениями. Иначе говоря, в сознании младенца в первую очередь представлены эмоциональные компоненты, связанные с непосредственно воспринимаемыми им воздействиями. Тот факт, что самыми элементарными формами психической жизни (ее истоками) являются эмоции, вполне объясним, так как для ребенка, почти лишенного инстинктивных способов удовлетворения своих потребностей и удовлетворяющего их через взрослого, биологически более важными являются ориентация в состоянии своих потребностей, чем в окружающей действительности, и своевременная сигнализация об этом. Переживание представляет собой средство такой ориентации. Однако на протяжении года сознание младенца развивается : в нем выделяются отдельные психические функции, появляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов.
В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться в реальность.
Социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста, ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация комфорта крайне важны для нормального физического и психического развития ребенка. Показателем существования такой социальной ситуации служит положительный эмоциональный фон. Основной ведущий тип деятельности ребенка в младенческом возрасте - эмоциональное непосредственное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек. Первая потребность, которая формируется у ребенка - это потребность в другом человеке. Только развиваясь рядом с взрослым человеком, ребенок может сам стать человеком.
“Первое, что мы должны воспитать у наших детей, и что развивается на протяжении всего детства - это потребность детей в человеке - в другом человеке; сначала в матери, отце, затем в товарище, друге и наконец в коллективе, в обществе”.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галанов А. С.
2. Ильина Е. Т. Современные технологии реабилитации в педиатрии.
3. Павлова Л. Н.
4. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. М. : Мозаика-Синтез 2005. -120с.
5. Развитие и воспитание детей раннего возраст : Учебное пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений/ Л. Г. Голубева, М. В. Лещенко, К. Л. Печора: Под ред. В. А. Доскина, С. А. Козловой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.
6. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология. - М. : Просвещение, 1978. – 287с.
7. Сергиенко Е. А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М. ,1992.
8. Сергиенко Е. А. Нарушение или генерализованное изменение психофизиологии развития// Психол. журн. 1993.,Т. 14.,С. 48-67.
9. Сплошнова Ю. Психологическое обеспечение гармонического развития ребенка в младенчестве. 2005г.