Евгения Шабалина
Развитие слухового восприятия у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Слуху принадлежит ведущая роль в образовании звуковой речи. Слуховой анализатор начинает свою работу с первых часов жизни ребёнка, когда ещё отмечается некоторая тугоухость, как следствие заполняющей ухо серозной (слизистой) жидкости, постепенно частично рассасывающейся, частично выделяющейся.
Первая реакция на звук проявляется у ребёнка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями.
Публикация «Развитие слухового восприятия у детей» размещена в разделах
Уже с первого месяца вырабатываются условные слуховые рефлексы, ребёнок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребёнка большую роль начинает играть слух.
С пяти месяцев этот процесс совершается достаточно быстро. Младенец начинает различать голос мамы, музыку и т. п. Без подкрепления эти рефлексы могут быстро угаснуть. Такое раннее участие коры в развитии слуха обеспечивает раннее развитие звуковой речи. Во втором полугодии ребёнок воспринимает определённые звукосочетания и связывает их с определёнными предметами или действиями (тик-так, иди- иди, дай- дай).
В возрасте 7 - 9 месяцев малыш начинает подражать звукам речи окружающих. К году появляются первые слова.
Исследования учёных (Л. В. Неймана и В. И. Бельтюкова) показали,
что даже при относительно небольшом снижении слуха (не превышающих
20 – 25 Дб, возникают затруднения в восприятии некоторых звуков
(многих согласных, безударных окончаний слов и т. п.).
Такое понижение слуха, возникающее до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит, как правило, к общему недоразвитию речи.
У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей. Но он не получает подкрепления и в таких случаях без специального педагогического воздействия, речь детей не развивается.
Но хотя слух в своём развитии и опережает развитие движений органов речи, всё же на первых порах и он недостаточно развит, что обуславливает ряд несовершенств речи:
Звуки, слоги и слова окружающих воспринимаются не дифференцированно, т. е. нечётко, искажённо. Поэтому дети смешивают один звук с другим, плохо понимают речь.
Слабое критическое отношение и слуховое внимание к речи окружающих и к своей собственной, тормозят развитие звуковых дифференцировок и их устойчивость в процессе восприятия и воспроизведения. Поэтому же дети не замечают своих недочётов, которые затем приобретают характер привычки, преодолеваемой впоследствии с большим трудом.
У детей следует различать биологический («элементарный») слух, как способность слышать вообще (он имеется и у животных) и фонематический слух, как способность различать фонемы, понимать смысл (он есть только у человека).
Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. Обычно к 4 годам ребёнок овладевает умением различать на слух все звуки родного языка.
Развитие фонематического восприятия осуществляется в игровой форме. Начинается эта работа на материале неречевых звуков, например:
ИГРА: «ГДЕ ЗВЕНИТ БУДИЛЬНИК?»
Любимый мишутка или зайка «прячут» будильник под шкаф, за полку, за дверь и т. д. Ребёнок должен найти источник звука, по возможности об этом сказать или показать!
ИГРА: «КАКИЕ ЧАСЫ ТИКАЮТ?»
Ребёнок должен определить, какие часы издают звук, маленькие или большие и т. д.
На втором этапе работы учим детей различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз, например:
ИГРА: «ТРИ МЕДВЕДЯ»
Звукоподражание низким, средним, высоким голосом.
В последующей работе учим детей различать слова близкие по звуковому составу.
ИГРА: «ХЛОПНИ, ЕСЛИ УСЛЫШИШЬ ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО»
Показываем картинку например собака и говорим: собака- тобака- бабака
ИГРА: «ПОВТОРИ ЗА МНОЙ»
Взрослый произносит: «ма-ма-па», ребёнок должен повторить. Постепенно усложняются задания увеличивая количество слогов.