Приложение МААМ

Развитие слухового восприятия у детей

Евгения Шабалина
Развитие слухового восприятия у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Слуху принадлежит ведущая роль в образовании звуковой речи. Слуховой анализатор начинает свою работу с первых часов жизни ребёнка, когда ещё отмечается некоторая тугоухость, как следствие заполняющей ухо серозной (слизистой) жидкости, постепенно частично рассасывающейся, частично выделяющейся.

Первая реакция на звук проявляется у ребёнка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями.

Публикация «Развитие слухового восприятия у детей» размещена в разделах

Уже с первого месяца вырабатываются условные слуховые рефлексы, ребёнок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребёнка большую роль начинает играть слух.

С пяти месяцев этот процесс совершается достаточно быстро. Младенец начинает различать голос мамы, музыку и т. п. Без подкрепления эти рефлексы могут быстро угаснуть. Такое раннее участие коры в развитии слуха обеспечивает раннее развитие звуковой речи. Во втором полугодии ребёнок воспринимает определённые звукосочетания и связывает их с определёнными предметами или действиями (тик-так, иди- иди, дай- дай).

В возрасте 7 - 9 месяцев малыш начинает подражать звукам речи окружающих. К году появляются первые слова.

Исследования учёных (Л. В. Неймана и В. И. Бельтюкова) показали,

что даже при относительно небольшом снижении слуха (не превышающих

20 – 25 Дб, возникают затруднения в восприятии некоторых звуков

(многих согласных, безударных окончаний слов и т. п.).

Такое понижение слуха, возникающее до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит, как правило, к общему недоразвитию речи.

У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей. Но он не получает подкрепления и в таких случаях без специального педагогического воздействия, речь детей не развивается.

Но хотя слух в своём развитии и опережает развитие движений органов речи, всё же на первых порах и он недостаточно развит, что обуславливает ряд несовершенств речи:

Звуки, слоги и слова окружающих воспринимаются не дифференцированно, т. е. нечётко, искажённо. Поэтому дети смешивают один звук с другим, плохо понимают речь.

Слабое критическое отношение и слуховое внимание к речи окружающих и к своей собственной, тормозят развитие звуковых дифференцировок и их устойчивость в процессе восприятия и воспроизведения. Поэтому же дети не замечают своих недочётов, которые затем приобретают характер привычки, преодолеваемой впоследствии с большим трудом.

У детей следует различать биологический («элементарный») слух, как способность слышать вообще (он имеется и у животных) и фонематический слух, как способность различать фонемы, понимать смысл (он есть только у человека).

Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. Обычно к 4 годам ребёнок овладевает умением различать на слух все звуки родного языка.

Развитие фонематического восприятия осуществляется в игровой форме. Начинается эта работа на материале неречевых звуков, например:

ИГРА: «ГДЕ ЗВЕНИТ БУДИЛЬНИК?»

Любимый мишутка или зайка «прячут» будильник под шкаф, за полку, за дверь и т. д. Ребёнок должен найти источник звука, по возможности об этом сказать или показать!

ИГРА: «КАКИЕ ЧАСЫ ТИКАЮТ?»

Ребёнок должен определить, какие часы издают звук, маленькие или большие и т. д.

На втором этапе работы учим детей различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз, например:

ИГРА: «ТРИ МЕДВЕДЯ»

Звукоподражание низким, средним, высоким голосом.

В последующей работе учим детей различать слова близкие по звуковому составу.

ИГРА: «ХЛОПНИ, ЕСЛИ УСЛЫШИШЬ ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО»

Показываем картинку например собака и говорим: собака- тобака- бабака

ИГРА: «ПОВТОРИ ЗА МНОЙ»

Взрослый произносит: «ма-ма-па», ребёнок должен повторить. Постепенно усложняются задания увеличивая количество слогов.

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Дидактическая игра для развития слухового восприятияДидактическая игра для развития слухового восприятия Дидактическая игра на развитие слухового восприятия Идею изготовления этой игры мне подсказали вы мои дорогие коллеги. Для изготовления.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Коррекционное занятие по самопознанию и развитию слухового восприятия «Ушки — наши помощники» Коррекционное занятие на ориентировку «на себя». «Ушки — наши помощники».Задачи:1. Уточнять знания детей о значении ушей. 2. Учить детей.

Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия «Тихие.

Проект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группеПроект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группе Вид проекта – познавательный. Продолжительность проекта - 2 месяца (сентябрь-октябрь). Участники проекта – педагоги, дети старшей группы,.

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего.

Развитие тактильного восприятия у детей с ДЦПРазвитие тактильного восприятия у детей с ДЦП Консультация для педагогов К тактильной чувствительности (осязанию) относят ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возрастаРазвитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста На сегодняшний день существуют различные методики развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Среди.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие слухового восприятия у детей
Опубликовано: 10 августа 2020 в 06:56
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие слухового восприятия у детей» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Шабалина (УИ 1153796) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД