Людмила Попова
Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушенным слухом
▼ Скачать + Заказать документы
Основной задачей коррекционного обучения детей с нарушениями слуха является формирование и развитие устной речи. При сохранном слухе овладение устной речью происходит спонтанно в естественной речевой среде по подражанию. У детей с нарушениями слуха устная речь без специального обучения не формируется. Здесь большую роль играет использование остаточного слуха. Даже незначительные остатки слуха необходимы для более качественного произношения и для развития речевого мышления. Именно поэтому для каждого ребенка необходимо ношение индивидуальных слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов.
Публикация «Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушенным слухом» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие остаточного слуха детей создает основу для формирования речи. Эта работа ведется по четырем основным направлениям:
- выработка условно-двигательной реакции на звук;
- знакомство со звуками окружающего мира;
- обучению восприятию на слух речевых и неречевых сигналов;
- обучение восприятию на слух речевого материала.
Необходимо различать слухо-зрительное и слуховое восприятие. Слухо-зрительная основа – это более легкий способ восприятия, ребенок и видит, и слышит источник звука. Первоначально все звуки и образцы звучаний даются детям на слухо-зрительной основе. При чисто слуховом восприятии источник звука не доступен зрению ребенка, можно использовать ширму, экран, встать за спину ребенка. Предварительно необходимо обратить внимание на ухо ребенка и дать словесную инструкцию: «Слушай»
Выработка условно - двигательной реакции на звук (УДР)
УДР – это умение ребенка реагировать на звучания речевых и неречевых сигналов определенным игровым действием: н-р, в ответ на звучание музыкальной игрушки собирать пирамидку и т. д. Упражнения на первоначальном этапе проводят без звукоусиливающей аппаратуры, на «голое» ухо. Сначала ребенка учат реагировать на низкочастотные звучания (например, барабан). Затем проводят упражнения с другими звучащими игрушками и слогосочетаниями.
Знакомство со звуками окружающего мира
Знакомство со звуками окружающего мира – это очень важный этап работы, т. к. эти звуки наиболее интересны и значимы для ребенка. Детей необходимо учить реагировать на разнообразные бытовые шумы: стук в дверь, шум от работы бытовой техники, звук отодвигаемого стула, стук упавшего предмета, шум и сигналы транспорта, лай собаки, плач, кашель и т. д. Подобная работа не требует специальных занятий, она проводится в течение дня всеми слышащими взрослыми, окружающими ребенка. В аппаратах дети слышат многие звуки. Услышав, они замирают, моргают, иногда пытаются найти источник звука. Если слуховые реакции детей не подкреплять, то они постепенно затухают, и дети перестают реагировать даже на очень громкие звуки. Задача взрослых – показать ребенку, что звучит: что-то упало – указать и сказать «БАХ! Упало!»; работает пылесос – подвести к нему ребенка, выключить – звука нет, вновь включить – звук появился; сигналит машина, громко лает собака – показать, воспроизвести эти действия и звуки вместе с ребенком. Необходимо знакомить детей с новыми звуками (например, стук или звонок в дверь). Дети с КИ способны воспринимать даже самые тихие звуки, недоступные для восприятия в слуховом аппарате. Поэтому необходимо знакомить детей с этими звуками и учить их различать: шелест бумаги, скрип двери, звон ключей, звук открываемого и закрываемого замка-молнии.
Все звуки окружающего мира можно условно разделить на четыре большие группы:
- звуки улицы (ветер, дождь, шелест листвы, сигнал машины, звук работающего мотора, звук самолета, троллейбуса);
- звуки природы (это голоса животных и птиц);
- звуки дома (пылесос, шум воды, телефон, звонок в дверь, скрип двери);
- неречевые звуки (храп, кашель, чихание, шаги).
Мы рекомендуем родителям составить список неречевых звуков и давать ребенку их прослушивать.
Обучение восприятию на слух речевых и неречевых сигналов
К этому направлению работы относится обучение детей воспринимать и различать на слух: звучания музыкальных игрушек и музыкальных инструментов; количество звучаний; долготу, слитность, темп, громкость, высоту и ритм звучаний; направление звука (впереди, сзади, справа, слева); голоса животных и птиц, сигналы городского транспорта. Сначала все образцы звучания даются детям на слухо-зрительной основе, а затем только на слух с постепенным увеличением расстояния и частоты звучания.
Обучение восприятию на слух речевого материала
Эта работа ведется на первоначальном этапе на материале звукоподражаний (ав-ав, му__, мяу, затем к ним добавляются лепетные слова (ляля, утя, биби, потом полные слова (мама, папа, имя, дом, рыба, и наконец, фразы, включающие эти слова, типа: Ляля упала, Таня плачет.
Постепенно объем и сложность речевого материала, который дети учатся воспринимать на слух, расширяется (сначала слухо-зрительно, затем на слух). Прежде чем учить воспринимать на слух тот или иной материал, детей нужно познакомить с ним в общении, на занятиях педагогов и воспитателей.
Игры на развитие неречевого слуха
Кто кричит?
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух криков животных и птиц.
Ход игры: Игра проводится летом на даче или в гостях в деревне. Вместе с ребенком познакомьтесь с домашними животными и птицами, научите ребенка различать издаваемые ими звуки и соотносить звук с конкретным животным (лошадь, корова, коза, свинья) или птицей (утка, гусь, курица, петух, цыпленок, индюк).
– Давай посидим во дворе. Закрой глаза и постарайся угадать, кто там кричит. Конечно, это петух прокукарекал! Молодец, угадал. А теперь? Да, это хрюкает свинья.
Звуки дома
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода.
Ход игры: Находясь в квартире, прислушайтесь вместе с ребенком к звукам дома – тиканью часов, скрипу двери, шуму воды в трубах, к звукам, которые издают различные бытовые приборы (жужжание пылесоса, шипение закипающего чайника, гудение компьютера и пр.). Лучше проводить такую работу, организуя различные игры:
«Найди, что тикает (звенит, жужжит и т. д. !» или соревнование:
«Кто больше звуков услышит?»
Постучим, погремим!
Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.
Оборудование: различные предметы – бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.
Ход игры: Игра проводится в квартире. Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетиком, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее и т. п.
После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал. Можно производить звук за ширмой или за спиной у ребенка.
Найди такую же коробочку
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.
Оборудование: баночки с различными крупами.
Ход игры: Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы – горох, гречневую и манную крупы, рис. В качестве коробочек удобно использовать непрозрачные контейнеры, коробочек с одинаковой крупой должно быть по две. Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы, главное – чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных. Чтобы звук в парных коробочках не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала.
Один набор коробочек положите перед ребенком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.
Погремушки
Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.
Оборудование: звучащие игрушки – погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и др.
Ход игры: Подберите набор разнообразных звучащих игрушек. Вместе с ребенком извлекайте из них звуки, пока малыш не научится четко дифференцировать их на слух. После этого можно организовать игру «Узнай по звуку»: спрячьте игрушки за ширму, пусть ребенок послушает издаваемые звуки и угадает, какая игрушка звучала (можно производить звуки за спиной у ребенка). В этой игре можно поменяться с ребенком ролями: он играет, а вы угадывайте игрушки и называйте их.
Весёлый Петрушка
Цель: развитие слухового внимания; обучение умению быстро реагировать на звук.
Оборудование: игрушка Петрушка; детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.
Ход игры: Взрослый начинает игру с объяснения.
– Сейчас к тебе в гости придет весёлый Петрушка. Он будет играть в бубен. Как только услышишь звуки – повернись! Раньше времени поворачиваться нельзя!
Взрослый располагается за спиной ребенка на расстоянии 2–4 м. Ударяя в бубен (или другой инструмент, быстро достает из-за спины Петрушку. Петрушка кланяется и снова прячется. Игру можно проводить, используя разные музыкальные инструменты.
Солнышко и дождик
Цель: развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различных звуков бубна – звон и стук.
Оборудование: бубен.
Ход игры: В этом варианте игры «Солнышко и дождик» мы предлагаем научить ребенка переключать слуховое внимание, выполняя разные действия согласно различному звучанию бубна: звеним – легонько трясем бубен в руке; стучим – держим бубен в одной руке, ладонью другой руки ритмично ударяем по мембране бубна.
– Давай пойдем на прогулку. Погода хорошая, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть – вот так! Если пойдет дождь, я буду в бубен стучать – вот так. Услышишь стук – беги домой!
Повторите игру, меняя звучание бубна несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать позвенеть и постучать в бубен, а после этого поменяться в игре ролями.
Мишка и зайчик
Цель: развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различного темпа звучания одного музыкального инструмента.
Оборудование: барабан или бубен.
Ход игры: В этой игре можно научить ребенка определять темп звучания музыкального инструмента (быстрый или медленный) и выполнять определенные действия в зависимости от темпа.
– Давай поиграем! Мишка ходит медленно – вот так, а зайчик прыгает быстро – вот как! Когда я стучу в барабан медленно – ходи как мишка, когда стучу быстро – бегай (прыгай) быстро, как зайчик!
Повторите игру, меняя темп звучания барабана – медленный, быстрый – несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать постучать в барабан в разном темпе (темпы значительно различаются, а после этого поменяться в игре ролями.
Маленький барабанщик
Цель: развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различного темпа, ритма и силы звучания барабана.
Оборудование: детский барабан.
Ход игры: В этой игре мы продолжаем знакомить ребенка с различными темпами, ритмом и громкостью звучания. В игре используется барабан с палочками.
Предложите малышу постучать в барабан медленно, быстро.
Предложите малышу постучать в барабан тихо, громко.
Предложите повторить за вами простой ритм (повторяя ритмические рисунки, можно также хлопать в ладоши).
После того, как ребенок научится различать на слух, а также воспроизводить различные удары по барабану, предложите ему определить на слух характер звука.
– Я спрячусь и буду играть в барабан, а ты угадай и скажи, как я играю: медленно или быстро, громко или тихо.
Если речевые возможности ребенка не позволяют дать словесный ответ, предложите повторить звук – поиграть на барабане.
Игры на развитие речевого слуха
Кто там?
Цель: различение на слух звукоподражаний.
Оборудование: игрушки – кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка и др.
Ход игры: В этой игре необходимы двое ведущих: один находится за дверью, держит игрушку и подает сигнал, другой ведет игру. За дверью раздается звук – крик животного или птицы (звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «пи-пи», «и-го-го», «му», «ква-ква» и др., педагог прислушивается и просит ребенка послушать и отгадать – кто там, за дверью. Ребенок может ответить любым доступным способом: показать на картинку с изображением соответствующего животного, назвать его словом или звукоподражанием. Требовать от ребенка определенной формы ответа следует в зависимости от его речевых возможностей.
– Слышишь, кто-то там за дверью кричит. Послушай внимательно. Кто там? Собака? Давай посмотрим.
Взрослый идет к двери, открывает ее и приносит игрушку.
– Молодец, угадал. Послушай, кто еще там кричит.
Игра продолжается с другими игрушками. Если нет второго ведущего, то можно проводить эту игру, пряча игрушки за ширмой.
Кто позвал?
Цель: развитие речевого слуха – различение на слух голосов знакомых людей.
Ход игры: Игра проводится с группой людей (мама, папа, дедушка, и т. д.). Ребенок поворачивается к остальным участникам игры спиной. Игроки по очереди называют имя ребенка, а ребенок должен слушать внимательно и постараться угадать, кто его зовет.
Покажи игрушку!
Цель: развитие речевого слуха – умения слушать слова.
Оборудование: различные игрушки и предметы.
Ход игры: Ребенок сидит на расстоянии 2–3 метров от взрослого, а на полу или на столе лежат различные игрушки или предметы. Взрослый объясняет задание:
– Сейчас я буду называть игрушки, а ты внимательно слушай. Постарайся найти игрушку, которую я назвал, и дай ее мне.
Это задание можно усложнять в следующих направлениях:
увеличивать набор игрушек (начиная от 2–3, помимо игрушек использовать различные предметы;
слова-названия игрушек могут усложняться, быть похожими по звуковому составу (вначале следует подбирать игрушки с простыми названиями, резко отличными по звуковому составу);
называть любые игрушки и предметы в комнате, в дальнейшем – во всей квартире;
менять силу голоса – произносить слова инструкции шепотом;
увеличивать расстояние между ребенком и вами;
произносить слова из-за ширмы.
Горячий – холодный
Цель: развитие речевого слуха – умения внимательно слушать слова.
Оборудование: мячик.
Ход игры: Перед началом игры необходимо уточнить представления ребенка о том, что значит «холодный» и «горячий» – сравнить контрастные по температуре объекты. Например, зимой можно сравнить снег и горячую батарею. Лучше, если у ребенка будет возможность почувствовать температуру объекта – дотронуться до него.
Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напротив ребенка.
– Ну-ка, дотронься до оконного стекла – какое стекло? Холодное. А чай, который ты пил, – какой? Правильно, горячий. Теперь давай поиграем в мяч. Я буду катить тебе мяч со словами «холодный» или «горячий». Если я скажу «холодный» – можно трогать мяч. Если скажу «горячий» – мяч трогать нельзя.
Съедобное – несъедобное
Цель: развитие речевого слуха – умения внимательно слушать слова; развитие мышления.
Оборудование: мячик.
Ход игры: Перед началом игры необходимо уточнить представления ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный» – показать малышу продукты питания или блюда, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть, – это съедобное, и то, что нельзя есть, – это несъедобное. Такую подготовку удобно проводить дома на кухне – заглянуть в холодильник, в кухонные шкафы, во время еды.
Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напротив ребенка.
– Давай поиграем в мяч. Я буду катить к тебе мяч и говорить разные слова. А ты внимательно слушай: если я назвала съедобное – то, что можно кушать, – лови мяч. Если я назвала несъедобное – то, что есть нельзя, – не трогай мяч.
Взрослый катит к ребенку мяч, называя: «пирожок», «конфета», «кубик», «суп», «ручка» и т. д. Ребенок должен внимательно слушать слова.
Слушай и выполняй!
Цель: развитие речевого слуха – умение правильно воспринимать словесную инструкцию.
Ход игры: Ребенок стоит на расстоянии 2–3 метров от педагога. Взрослый предупреждает ребенка:
– Сейчас я буду давать тебе команды, а ты внимательно слушай и выполняй! Походи по комнате. Выгляни в окошко. Попрыгай. Садись на диван. Покружись. Похлопай в ладоши.
Правильно – неправильно?
Цель: развитие речевого слуха – умения внимательно слушать слова.
Оборудование: различные игрушки и предметы.
Ход игры: Взрослый выполняет роль ведущего.
– Давай поиграем в такую игру: я буду показывать на предмет или игрушку и называть ее. Если назову правильно – сиди спокойно, если неправильно – хлопни в ладоши!