Наталья Алыкова
Развитие слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ
Упражнение 1 «Игра в рифму».
Подбор слов, совпадающих по ритмическому признаку («игра в рифму»). На первом этапе детям предъявляются около 20 таблиц с изображением различных предметов. Предлагается в ответ на показанную и названную педагогом картинку найти предмет и назвать соответствующее ему слово, близкое по звучанию («утка - дудка», «коза - стрекоза»). Спустя 10-15 минут детям предлагается вспомнить с опорой на предъявлявшиеся таблицы, какие слова участвовали в игре. В дальнейшем поиск созвучных слов осуществляется детьми без наглядной опоры, на слух, в ответ на заданное педагогом слово. Аналогичным образом осуществляется припоминание слов через 10-15 минут. После того, как дети обнаруживают успешность выполнения данного задания, им предлагается домашняя работа по составлению рифмующихся пар слов в устной форме.
Публикация «Развитие слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» размещена в разделах
- Память. Развитие памяти у детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2023
Методика направлена на расширение объема слухоречевой памяти, развитие функции анализа звукового состава слова, тренировку параметра удержания в памяти словесных стимулов в условиях интерференции.
Упражнение 2 «Последовательность».
Запоминание словесного материала в заданной последовательности. Перед ребенком выкладывается 10-12 картинок с изображением предметов и ставится задача показать предмет в ответ на называние педагогом в случайном порядке его словесного эквивалента, а также - задача запомнить, в каком порядке назывались и показывались предметы. Через 10-15 минут карточки с изображением предметов требуется разложить по порядку.
Использование зрительной опоры помогает запомнить и удержать в памяти достаточно большой по объему стимульный материал.
Упражнение 3 «Распространение предложений».
При слуховом способе предъявления ребенку коротких предложений («Девочка сидит») предлагается добавить слова (действия, определения, дополнения и т. д.) для усложнения структуры предложения («Девочка сидит на стуле», «Маленькая девочка сидит на высоком стуле», «Маленькая красивая девочка прямо сидит на высоком стуле и т. д.»).
Поскольку в памяти необходимо удерживать предыдущую версию фразы для последующего ее расширения, методика развивает такие параметры, как объем памяти в динамике повторения, помехоустойчивость слухоречевой памяти.
Упражнение 4 «Структурирование текста».
Ребёнку предлагается напечатанный (крупно написанный) текст, в котором не расставлены точки в конце предложений. Ставится задача при чтении текста вслух расставить точки. В случае групповой работы дети, слушающие, как читает и расставляет точки один из них, должны запомнить и пересказать проработанный текст. Методика требует взаимодействия понимания и запоминания, направлена на формирование навыка группировки слухоречевого материала, что расширяет объем вербальной памяти.
Упражнение 5 «Посчитай слова».
Подсчитывание количества слов в предложениях, предъявляемых на слух. Смысл упражнения состоит в подборе фразового материала, где применяются слова, содержащие приставки, сходные с предлогами (например, «Машина въехала в гору»). Важным моментом при выполнении задания является указание педагога на ошибки, т. е. актуализация механизма обратной связи.
Упражнение 6 «Группировка».
Группировка слов при запоминании. Ребёнку предлагается запомнить диктуемые слова, записывая их в столбик. После этого требуется мысленно представить себе столбик слов и записать также в столбик стимульный ряд. При этом первый столбик, записанный под диктовку, закрывается педагогом. По окончании припоминания учащийся сравнивает оба столбика, отмечая пропуски и ошибки. Оба столбика вновь закрываются, и продолжается повторное мысленное припоминание с последующей записью в столбик и так далее до полного и правильного запоминания.
Выполнение этого упражнения предполагает опору на зрительную и моторную сферы.
Упражнение 7 «Опорные слова».
Использование опорных слов. Ребёнку дается задание составить рассказ, пользуясь словами, заученными перед этим. Существенными при выполнении этого задания являются два момента. Во-первых, до составления рассказа проводится работа по «нанизыванию признаков» на запоминавшиеся слова. Например, детям задается вопрос о слове «яблоко», входившем в стимульный ряд. «Яблоко. Какое оно?» — сочное, красивое, круглое, полезное и т. д. Во-вторых, при переходе к составлению рассказа педагог обращает внимание на то, что рассказ должен быть красивым, с разными словами-признаками, словами-действиями.
Упражнение расширяет запас слов, закладывает в память связи между ними, тренирует навык их припоминания при решении других, прямо не связанных с памятью задач.
Упражнение 8 «Запоминание цифр».
Ребёнку предлагается запомнить ряд цифр (1, 7, 5, 2, 4). Запоминание проводится после ответов на вопрос, из каких стимульных цифр можно получить заданное число (например, число 8). Если учащийся отвечает 5 и 3, указывается, что ответ неверный, поскольку в запоминавшийся ряд цифра 3 не входила. Модифицированный усложненный вариант данной методики представлен в виде карточки, в центре которой обозначено двузначное число, соединенное стрелками с размещенными по кругу четырьмя — пятью другими двузначными числами. Требуется найти стрелку, ведущую к числу, сложение с которым центрального даст требуемый результат. При групповых занятиях дети должны следить за выполнением задания одним из учащихся.
Упражнение 9 «Перевод из тактильной в слухоречевую модальность».
Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) букву, предмет или фигурку, а затем назвать ее или выбрать соответствующий звук прослушиваемого ряда звуков (можно аудиозаписи). 1В. «Перевод из зрительной в тактильную модальность». Ребенок на ощупь находит показанные ему фигурки, предметы или буквы.
Упражнение 10 «Перевод из зрительной в слухоречевую модальность».
Ребенок называет фигуры, предметы или буквы, показанные ему психологом.
Упражнение 11 «Рыба, птица, зверь».
Исходное положение — сидя за столом. Инструктор указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать любого зверя. Если ответ правильный, инструктор продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Игра может проводиться в разных вариантах.
Упражнение 12 «Пересказ по кругу».
Педагог читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее – по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.
Упражнение 13 «Текст и имена существительные».
Педагог читает текст, объясняет, что нужно как можно лучше запомнить его. Пересказ будет происходить коллективно. Чтобы лучше запомнить, каждый из участников должен мысленно разделить текст на много маленьких частей и вместо большого и подробного рассказа назвать имя существительное, которое в полной мере соответствует одному маленькому кусочку. Причем каждый последующий участник игры повторяет существительное, названное другими игроками, и добавляет свое.
Паровозик
Возьмите три листа бумаги, можно цветной, выложите в ряд. Напишите на каждом листе цифры слева направо: 1, 2, 3. Это вагоны. Слева от первого вагона можете разместить паровоз. Пусть ребенок вырежет его, приклеит колеса к паровозу и вагонам. Творчество всегда кстати! Поезд везет зверей (из числа имеющихся игрушек) или груз (любые предметы – крышка от бутылки, карандаш, мячик и т. д.) «Посадка» по вагонам – точно в соответствии с вашим списком, предъявленным ребенку на слух. (То есть аналогично игре «Повтори, не ошибись».) Количество вагонов можете увеличить.
Магазин
Ребенку предлагается запомнить продукты, которые нужно купить в магазине. Выдайте малышу детскую сумочку или настоящую авоську. Пусть отправляется за покупками за ближайший поворот в квартире. Покупки могут быть воображаемыми, могут имитироваться листами скомканной газеты, нарисованными картинками, а могут быть игрушечными, если у вас в арсенале есть таковые.
Снежный ком
Назовите любое слово. Ребенок должен повторить ваше слово и придумать свое. Затем снова ваша очередь. Вы повторяете свое слово и слово ребенка, добавляете свое слово, третье. Таким образом, количество слов нарастает как снежный ком, а объем вашей слухоречевой памяти возрастает!
Повтори наоборот
Взрослый называет цепочку из слов, а ребенок повторяет их в обратном порядке. Усложнением этой игры будет включение ряда слов одной смысловой группы в предложение. Например, дедушка принес из леса лисички, сыроежки, подосиновики и боровики. В этом случае ребенок сознательно запоминает названия грибов и их последовательность, а начало предложения можно определить логически.
Положи в ладошку слово
Ребенок подставляет взрослому ладошку, в которую взрослый как бы кладет слова, одновременно дотрагиваясь до ладошки пальцами, сложенными щепотью (то есть имитируя подкладывание новых слов). Затем ребенок сжимает кулак, «запирает» его на ключик, а потом возвращает слова в ладошку взрослому. Полезным усложнением этой игры будет припоминание слов «из ладошки» по прошествии некоторого времени и даже на следующий день.
Сколько кубик показал, столько я и слов назвал
Если ребенок умеет считать до шести, то интересно будет поиграть с игральным кубиком. Тогда из ряда произнесенных взрослым слов нужно назвать первые несколько слов. А вот их конкретное количество как раз и укажет кубик. Для интереса можете продублировать названные слова предметами (только прикройте их платком). Если выпадет грань кубика с шестью точками и ребенок назовет все слова, откиньте платок. Доставьте ребенку удовольствие убедиться в своей правоте или самостоятельно найти ошибку.
Действуй!
Взрослый предлагает ребенку выполнить многоступенчатую инструкцию. Начинаем с двух заданий в одной просьбе: добеги до двери и возвращайся ко мне. Действуй! Добавляем задание: добеги до двери, постучись в нее и возвращайся ко мне. Действуй! Затем: добеги до двери, постучись в нее три раза, повернись вокруг себя и возвращайся ко мне. И так пока вам с малышом весело и интересно.
Интересное наблюдение! Для гиперактивных детей, которым быстро наскучивают задания, требующие усидчивости и удержания внимания, такие инструкции просто необходимы. Попробуйте чередовать несколько минут серьезного упражнения и такие веселые приказы: вы увидите, что ребенок будет просить вас позаниматься с ним серьезно. Ведь после каждого серьезного задания будет веселая беготня, и найдется, куда приложить неуемную энергию без запретов и ограничений.
Вечером расскажешь
Взрослые не всегда знают, чем заняты их дети у бабушки или в садике. Предложите своему чаду вечером, после прихода домой, ответить на ваши конкретные вопросы. Например, во что была одета бабушка, как звали детей, с которыми ты играл на прогулке, когда ты надел варежки – сразу на улице или когда полез на железную лестницу? Вопросы могут быть самыми неожиданными. Важно то, что ребенок должен удержать их в памяти в течение дня, а затем припомнить вечером и сами вопросы, и ответы на них.
Бесконечная фраза
Вы начинаете: птица поет. Ребенок добавляет: птица поет песню. Вы: птица поет звонкую песню. И далее – чередуясь: птица поет звонкую песню о лете. На ветке птица поет звонкую песню о лете. На ветке березы птица поет звонкую песню о лете. На ветке раскидистой березы птица поет звонкую песню о лете. И так далее. Эта игра развивает не только память, но и фантазию, формирует у ребенка представление о развернутой фразе, о красивой речи.