Татьяна Козырева
Развитие словообразования у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие словообразования у старших дошкольников.
Словообразование - это действие по образованию новых слов из исходных определенными способами (доступными в нашей ситуации для дошкольника, принятыми в русском языке. Словообразование является частью лексико-грамматического строя речи.
Публикация «Развитие словообразования у старших дошкольников» размещена в разделах
Как и вся грамматика оно усваивается в социуме и только по подражанию. При нормальном развитии речи механизм словообразования формируется у ребенка спонтанно, как результат активного использования им уже полученного речевого опыта (образцов окружающей речи) и развивающемся самоконтроле.
Умение использовать разные способы словообразования является одним из важнейших показателей речевой готовности ребенка к школе. Существует несколько способов словообразования, но старшие дошкольники пользуются в основном морфологическим (добавление к исходной части окончания, приставки, суффикса, а при достаточной практике: слиянием двух основ или слов, и переходом одной части речи в другую.
Развитие словообразования представляет собой сложный постепенный многоуровневый процесс. Он начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в школьном.
При обследовании речи отмечается неуверенность старших дошкольников в умении словообразования. Поэтому должна вестись целенаправленная работа педагогов и родителей по развитию данного умения, помогающая практически «услышать» детям приемы словообразования и в последствии научиться ими пользоваться.
Игры, направленные на развитие и совершенствование словообразования.
I. Имена существительные.
1. Образование существительных с помощью суффиксов уменьшительности и ласкательности.
a) «Ласковые имена»
Оля – Олечка Саша – ….
b) «Малыши»
Волк – волчонок Медведь - ….
d) «Назови ласково»
Гриб – грибочек Кровать – ….
2. Образование слов со значением единицы целого.
Дождь – дождинка Бусина – ….
3. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.
a) «Назови профессию»
Кто играет на барабане? (барабанщик)
Кто ловит рыбу?
b) «Женские профессии»
Мужчина – художник, а женщина – художница.
Мужчина – писатель, а женщина ….
4. Образование существительных со значением вместилища.
Для супа – супница Для сахара - ….
5. Образование существительных со значением уменьшительности и увеличительности.
Ротик – ротище Кустик – ….
6. Образование существительных со значением уничижительности.
Голова – головёнка Глаза – ….
7. Образование существительных со значением принадлежности по национальности.
«Гости из далеких стран»
В нашу страну приезжает много гостей из разных стран. А как их называют? Назови иностранцев.
Гость из Японии – японец
Гость из Китая - ….
8. Обозначение предмета по действию или качеству (слово+ слово).
«Два слова в одном»
Когда снег падает, как мы это называем? (снегопад)
Когда листья падают?
Какая машин сено косит? (сенокосилка)
Какая пыль сосет?
9. Образование существительных из различных частей речи.
a) «Придумай имя»
Этот котенок пушистый.
Назовем его Пушок.
Этот котенок белый как снег.
Назовем его (Снежок).
b) «Как назвать такого человека»
Если человек очень красивый, его можно назвать красавец.
Если человек трусливый, то его назовем - ….
II. Имена прилагательные.
1. Образование прилагательных со значением уменьшительности и ласкательности.
«Назови ласково»
Зубастый крокодил – зубастенький
Соленый огурец – ….
2. Образование качественных прилагательных.
a) «Какой? Какая? Какое?»
Ум – умный, умная, умное Страх – ….
b) «Придумай название»
Улицу на которой находится завод, назовем – Заводская
На которой стоит школа - ….
3. Образование относительных прилагательных:
«Образуй»
a) выражение признака через отношение к предметам или материалам
Бумага – бумажный Виноград – ….
b) выражение признака через отношение к месту
Деревня – деревенский Иркутск – ….
c) выражение признака через отношение к времени
Утро – утренний Вчера - …. День - ….
d) выражение признака через отношение к действию
Стирать – стиральная Гладить - ….
4. Образование притяжательных прилагательных:
a) «Чьи хвосты?»
Кошка – кошкин Лиса – ….
b) «Чья вещь?»
Мама – мамина (сумка) Папа - ….
Пожарный – пожарный (шланг)
Полицейский – полицейская (машина)
c) «Назови листья (иголочки)»
Дуб – дубовый Береза - ….
5. Образование сравнительной степени прилагательных.
«Доскажи словечко»
Это темная юбка, а другая еще (темнее)
Это удобное кресло, а другое еще …
6. Обозначение качества (слово+ слово).
Как можно назвать птичку с длинным хвостом? (длиннохвостая)
С желтой грудкой?
Как можно назвать человека с широкими плечами? (широкоплечий)
С красными щеками?
III. Глагол.
1. Образование приставочных глаголов.
«Добавляй и говори» (на начальном этапе лучше использовать картинки)
На примере показать детям что если к слову ЕХАТЬ добавить У в начале, получится новое слово УЕХАТЬ. Далее также с приставками В-, ВЫ-, ОТ-, ПРИ-, ЗА-, ПЕРЕ-, С-, НА-, ПОД-, ДО-. Затем вместе с детьми повторить аналогичные действия со слово ЛИТЬ. Потом дети могут самостоятельно попробовать образовать новые слова от следующих глаголов: идти, бежать, лезть, лететь, читать, рисовать, сыпать, красить и т. д.
2. Образование категории времени глагола.
«Два брата»
Жили-были два брата медвежонка: Шустрик и Мямлик. Рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, а Мямлик еще только …. (встает). «Когда же ты …. (встанешь?» Шустрик оделся, а Мямлик …. И т. д. (заправил, умылся, позавтракал, почистил и т. д.)
3. Образование глаголов из других частей речи.
«Образуй»
Бег – бежать
Красный - краснеть
Краска – ….
Блестящий - ….