Яна Капкайкина
Проект «Развитие детского изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
Тема проекта : «Развитие детского изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста».
Актуальность:
Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека ребенка. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и не реализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливают успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество – одна из главных задач дошкольного воспитания. Это и определило тему проекта : «Развитие детского изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста».
Публикация «Проект „Развитие детского изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
Изобразительное творчество – это процесс создания рисунка, скульптуры, аппликации и т. д.
Детское изобразительное творчество – это отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке или аппликации. Рисование – это естественная потребность ребенка, да и взрослого человека. На скучном совещании, или при длительном телефонном разговоре, рука непроизвольно начинает выводить линии. Древнейшие изображения - линии, отпечатки ладоней, рисунки животных, выполненные человеком, относятся к эпохе палеолита. Большую роль играло изобразительное творчество в воспитании и образовании детей в России еще в XVIII веке, правда оно имело тогда сословный характер.
Огромное значение изобразительное творчество имеет для психологов. Продукты творчества использовались для изучения поведения еще на заре становления современной психологической науки. Изобразительное творчество применяется арт-терапевтами для снятия напряжения, борьбы со страхами, стрессовыми состояниями, депрессиями, искаженной самооценкой, соматическими заболеваниями. «Искусство само по себе обладает целительным действием» (Э. Крамер).
При подготовке детей к школьному обучению, большинство родителей уделяет особое внимание формированию навыков чтения и счета, тогда, как творческое развитие, остается на дальнем плане. Сложно переоценить значение рисования, лепки и других видов изобразительного творчества для всестороннего развития ребенка. В любой области человеческой деятельности ценятся люди с развитым творческим мышлением, на самые престижные должности требуются «креативные» работники, умеющие нестандартно, творчески решать поставленные задачи. Отсюда и наиболее важная из задач педагогики – формирование творческой личности. Эффективнее всего эта задача решается посредством занятий изобразительным творчеством.
Цель проекта :
Развитие изобразительных умений и расширение диапазона творческих проявлений детей средней группы.
Задачи:
1. изобразительная деятельность
- Развивать интерес к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.
- Продолжать развивать эстетическое восприятие, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности, умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук формировать образные представления.
- Развивать самостоятельность, активность, творчество.
- Обогащать представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи и др.) как основы раз-вития творчества детей. Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.
- Подводить детей к оценке созданных товарищами работ. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Учить выделять средства выразительности.
Рисование
- Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (деревья на нашем участке зимой) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.).
- Формировать и закреплять представление о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная, величине, расположении их частей.
- Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, а куст ниже, цветы ниже куста.
- Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски и получать нужные цвета и оттенки.
- Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. К концу года формировать умение получать более яркие и более светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш (при слабом нажиме на карандаш получается светлый тон, а при более сильном — темный или более насыщенный).
- Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения.
- Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием другого цвета краски. Формировать умение правильно передавать расположение частей при
рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.
Лепка
- Продолжать развивать интерес к лепке; совершенствовать умение ле пить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (клюв у птички). Уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
- Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с использованием стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
- Закреплять приемы аккуратной лепки.
Аппликация
- Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
- Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться
ими. Обучать вырезанию, начиная с формирования навыка разрезания
по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять
из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить детей вырезать круглые формы из квадрата и
овальные из прямоугольника путем скругления углов. Использовать
этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.
Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т. п.).
Закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания.
Методическое обеспечение проекта :
1. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., исп. и доп. — М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
2. Развёрнутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Средняя группа / авт. -сост. Н. А. Атарщикова (и др.). – Волгоград: Учитель, 2011. 99с.
3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : Мозаика-Синтез,2009. – 96 с., цв. вкл.
4. Занятия по аппликации в детском саду, / А. Н. Малышева, З. М. Поварченкова. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 160 с. : ил. – (Детский сад : день за днём. В помощь воспитателям и родителям).
5. Простые поделки из пластилина / Екатерина Румянцева. - 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 144с. : ил. – ( Внимание: дети).
Материально- техническое обеспечение проекта.
1. Пластилин, глина, доска для лепки, стека (на каждого ребёнка).
2. Бумага цветная, золотая и серебряная, большой лист белой или тонированной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка, клеёночка (для каждого ребёнка).
3. Краски гуашь (фломастеры, восковые мелки, бумага белая или любого бледного тона, кисти, банки с водой, салфетки (на каждого ребёнка).
Реализация учебного проекта (табл. 1).
Таблица 1.
Перспективный план работы с детьми
Тема недели Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы Эстетические наблюдения и обследования объектов
окружающего мира Совместная деятельность (игровая, восприятие произведений искусства, конструктивная, изобразительная) Нерегламентированная непосредственно-образовательная деятельность Взаимодействие с семьями воспитанников
Деревья Репродукции:
Иллюстрации различных деревьев, презентация на тему: «Деревья и кустарники». Рассматривание:
- распускающихся почек, цветущих деревьев и кустарников. Беседа:
«О пользе деревьев для человека»
Чтение художественной литературы:
О. Дриз «Мальчик и дерево», Э. Машковская «Дедушка-дерево», С. Козлов «Такое дерево».
П/ И:
«К названному дереву беги».
Д/ И:
«Найди листок, как на дереве», «Узнай чей лист».
Лепка:
«Кисть рябины».
Аппликация:
«В загадочном лесу».
Рисование:
«Сказочное дерево». Выставка книг о деревьях и кустарниках.
Цветы
Репродукции:
Букет цветов, картины художников по теме: «Цветы», картинка – натюрморт. Рассматривание: - весенних цветов.
Наблюдения:
- за полетом семян одуванчика;
- за всходами на огороде (клумбе) после дождя. Беседа:
«Цветы луговые и полевые».
Разучивание стихов, отгадывание загадок.
Чтение художественной литературы:
С. Вангели. «Подснежники».
П/ И:
«На цветочной полянке», «Бабочки подружки».
Д/ И:
«Найди ошибку», «Будь внимательным»,
“Назови ласково”, “Подбирай, называй, запоминай”.
Лепка:
«Цветик семи цветик».
Аппликация:
«Вырезывание и наклеивание красивого цветка».
Рисование:
«Цветы для Ромашки». Предложить выполнить вместе с детьми проект «Цветочный город».
Комнатные растения
Репродукции:
Плакат: «Что растёт на подоконнике». картинки с изображением комнатных растений, презентация «комнатные друзья – наши друзья».
Наблюдения:
- за цветением растений.
Посадка цветочных семян. Беседа:
«Для чего нужны комнатные растения»
Чтение художественной литературы:
Е. Благина «Цветок- огонёк».
П/ И:
«Найди себе пару», «Узнай растение».
Д/ И:
«Отгадай, что за растение», «Третий лишний (растение)». Лепка:
«Кактус».
Аппликация:
«Волшебный сад».
Рисование:
«Расцвели красивые цветы». Консультация по вопросам родителей. Совместная работа детей и родителей : папка передвижка «Комнатные растения».
Насекомые Репродукции:
Разрезные картинки, фигурки насекомых, предметные картинки с изображением насекомых.
Наблюдения:
- за насекомыми: пчелой, майским жуком, бабочками, стрекозами. Беседа:
«Кто где живёт».
Отгадывание загадок (про бабочку, стрекозу, божью коровку, комара).
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
П/ И:
«Песенка стрекозы», «Улиточка», «Бабочки, лягушки и цапли».
Д/ И:
«Загадай, мы отгадаем», «Бывает – не бывает». Лепка:
«Гусеница».
Аппликация:
«Божья коровка».
Рисование:
«Бабочка». Выставка детских рисунков, тема: «Бабочки»