Марина Юрьева
Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста через русскую народную сказку
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в образовательном пространстве актуальной является проблема воспитания творческой личности, так как современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны к активным действиям, быстрому принятию решений, гибкой адаптации в постоянно меняющихся реалиях жизни, умениям вести активный диалог.
Начинать работу по развитию творческой личности необходимо как можно раньше, уже в дошкольный период детства.
Дошкольный период детства, а именно старший дошкольный возраст – это особый возрастной период, когда ребёнок открывает для себя окружающий мир, когда происходит интенсивное развитие всех психических процессов, происходят значительные изменения во всех сферах детской деятельности, в том числе и творческой.
В становлении творческой личности детей старшего дошкольного возраста большое значение имеет словесное творчество, так как язык – это база любого вида творчества, неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.
О. С. Ушакова под словесным творчеством понимает «продуктивную деятельность детей, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений – сказок, рассказов, стихов, слов и тому подобное».
Н. А Шинкарёва и А. В. Алсанова отмечают: «Большая часть педагогических исследований доказывают, что старшие дошкольники обладают исключительными возможностями в области речевого творчества, так как имеют способности к придумыванию оригинальных рассказов, сказок в устной форме под влиянием и в результате специального обучения».
По мнению Л. В. Ворошниной, «В старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается повышение интереса к словесному творчеству. Они активно начинают придумывать сказки, стихи, небылицы. Причиной этого является расширение детского кругозора, социального опыта, при котором потребности в словесном творчестве актуализируются. Но, в случае отсутствия поддержки ребёнка в его словесном творчестве, данная потребность угасает».
В качестве одного из эффективных средств развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста могут выступать русские народные сказки. С ними дошкольники знакомятся с самого раннего детства, они сопровождают детей в игре, досуге, обучении, быту.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования рекомендует знакомить детей старшего дошкольного возраста со следующими русскими народными сказками: «Жил-был карась…» (докучная сказка); «Жили-были два братца…» (докучная сказка); «Заяц-хвастун» (обработка О. И. Капицы/ пересказ А. Н. Толстого); «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. В. Карнауховой); «Лиса и кувшин» (обработка О. И. Капицы); «Морозко» (пересказ М. Булатова); «По щучьему веленью» (обработка А. Н. Толстого); «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (пересказ А. Н. Толстого); «Сивка-бурка» (обработка М. А. Булатова/ обработка А. Н. Толстого/ пересказ К. Д. Ушинского); «Царевна-лягушка» (обработка А. Н. Толстого/ обработка М. Булатова).
В систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию словесного творчества посредством народной сказки можно включать следующие виды деятельности:
1. Речевые упражнения (речевая зарядка) по мотивам знакомых детям русских народных сказок.
2. Знакомство с неизвестными старшим дошкольникам русскими народными сказками.
3. Поисково-исследовательская, изобразительная и игровая деятельность по мотивам русских сказок.
4. Инсценировка отдельных сюжетов или полная театрализация русских народных сказок.
5. Просмотр и анализ мультфильмов, снятых по сюжетам русский сказок.
Работа со старшими дошкольниками по развитию словесного творчества в первую очередь должна быть направлена на активизацию запаса знаний из самых известных русских народных сказок.
В ходе работы над развитием словесного творчества детей старшего дошкольного возраста к русским народным сказкам подбирается не только лексический, но и наглядный материал. Для эффективного усвоения последовательности событий сюжета сказки с учётом речевых умений детей отбираются методические приёмы, изготавливаются опорные схемы – мнемотаблицы или мнеморяды, иллюстрации или репродукции картин к сказкам.
Работа по развитию словесного творчества старших дошкольников предполагает и подробный анализ сказочных повествований. Дети учатся глубже воспринимать традиционные способы построения русской народной сказки и развитие сюжета в ней. Для этого можно использовать «Карты-схемы В. Я. Проппа», который выделил 7 типов действующих лиц по их функциям: вредитель (антагонист, даритель, чудесный помощник, похищенный герой (искомый предмет, отправитель, герой, ложный герой. Со всеми этими типажами старшие дошкольники встречаются в русских народных сказках. Наглядность и красочность исполнения таких карт-схем способствует лучшему удержанию в памяти большого количества информации.
Таким образом, словесное творчество детей старшего дошкольного возраста выражается в составлении различных форм сказок, рассказов, стихов, небылиц, загадок. Русские народные сказки в силу своей самобытности, лексического богатства, простоты изложения текста являются эффективным средством развития словесного творчества старших дошкольников.