Получи документы

Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста через русскую народную сказку

Марина Юрьева
Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста через русскую народную сказку
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в образовательном пространстве актуальной является проблема воспитания творческой личности, так как современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны к активным действиям, быстрому принятию решений, гибкой адаптации в постоянно меняющихся реалиях жизни, умениям вести активный диалог.

Начинать работу по развитию творческой личности необходимо как можно раньше, уже в дошкольный период детства.

Дошкольный период детства, а именно старший дошкольный возраст – это особый возрастной период, когда ребёнок открывает для себя окружающий мир, когда происходит интенсивное развитие всех психических процессов, происходят значительные изменения во всех сферах детской деятельности, в том числе и творческой.

В становлении творческой личности детей старшего дошкольного возраста большое значение имеет словесное творчество, так как язык – это база любого вида творчества, неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.

О. С. Ушакова под словесным творчеством понимает «продуктивную деятельность детей, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений – сказок, рассказов, стихов, слов и тому подобное».

Н. А Шинкарёва и А. В. Алсанова отмечают: «Большая часть педагогических исследований доказывают, что старшие дошкольники обладают исключительными возможностями в области речевого творчества, так как имеют способности к придумыванию оригинальных рассказов, сказок в устной форме под влиянием и в результате специального обучения».

По мнению Л. В. Ворошниной, «В старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается повышение интереса к словесному творчеству. Они активно начинают придумывать сказки, стихи, небылицы. Причиной этого является расширение детского кругозора, социального опыта, при котором потребности в словесном творчестве актуализируются. Но, в случае отсутствия поддержки ребёнка в его словесном творчестве, данная потребность угасает».

В качестве одного из эффективных средств развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста могут выступать русские народные сказки. С ними дошкольники знакомятся с самого раннего детства, они сопровождают детей в игре, досуге, обучении, быту.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования рекомендует знакомить детей старшего дошкольного возраста со следующими русскими народными сказками: «Жил-был карась…» (докучная сказка); «Жили-были два братца…» (докучная сказка); «Заяц-хвастун» (обработка О. И. Капицы/ пересказ А. Н. Толстого); «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. В. Карнауховой); «Лиса и кувшин» (обработка О. И. Капицы); «Морозко» (пересказ М. Булатова); «По щучьему веленью» (обработка А. Н. Толстого); «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (пересказ А. Н. Толстого); «Сивка-бурка» (обработка М. А. Булатова/ обработка А. Н. Толстого/ пересказ К. Д. Ушинского); «Царевна-лягушка» (обработка А. Н. Толстого/ обработка М. Булатова).

В систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию словесного творчества посредством народной сказки можно включать следующие виды деятельности:

1. Речевые упражнения (речевая зарядка) по мотивам знакомых детям русских народных сказок.

2. Знакомство с неизвестными старшим дошкольникам русскими народными сказками.

3. Поисково-исследовательская, изобразительная и игровая деятельность по мотивам русских сказок.

4. Инсценировка отдельных сюжетов или полная театрализация русских народных сказок.

5. Просмотр и анализ мультфильмов, снятых по сюжетам русский сказок.

Работа со старшими дошкольниками по развитию словесного творчества в первую очередь должна быть направлена на активизацию запаса знаний из самых известных русских народных сказок.

В ходе работы над развитием словесного творчества детей старшего дошкольного возраста к русским народным сказкам подбирается не только лексический, но и наглядный материал. Для эффективного усвоения последовательности событий сюжета сказки с учётом речевых умений детей отбираются методические приёмы, изготавливаются опорные схемы – мнемотаблицы или мнеморяды, иллюстрации или репродукции картин к сказкам.

Работа по развитию словесного творчества старших дошкольников предполагает и подробный анализ сказочных повествований. Дети учатся глубже воспринимать традиционные способы построения русской народной сказки и развитие сюжета в ней. Для этого можно использовать «Карты-схемы В. Я. Проппа», который выделил 7 типов действующих лиц по их функциям: вредитель (антагонист, даритель, чудесный помощник, похищенный герой (искомый предмет, отправитель, герой, ложный герой. Со всеми этими типажами старшие дошкольники встречаются в русских народных сказках. Наглядность и красочность исполнения таких карт-схем способствует лучшему удержанию в памяти большого количества информации.

Таким образом, словесное творчество детей старшего дошкольного возраста выражается в составлении различных форм сказок, рассказов, стихов, небылиц, загадок. Русские народные сказки в силу своей самобытности, лексического богатства, простоты изложения текста являются эффективным средством развития словесного творчества старших дошкольников.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Собери русскую народную куклу»Дидактическая игра «Собери русскую народную куклу» Одной из работ по проекту «Русская народная кукла» является и изготовление дидактической игры по данной теме. У меня получилась игра три.

Развлечение «Как мы знаем русскую народную сказку «Репка» в средней группеРазвлечение «Как мы знаем русскую народную сказку «Репка» в средней группе Здравствуйте, мои милые друзья и дорогие гости! Летний период прекрасное время для проведения всевозможных игр, развлечений с детьми, которые.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста через русскую народную сказку
Опубликовано: 20 декабря 2024 в 02:29
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста через русскую народную сказку» (включая файлы) размещена пользователем Марина Юрьева (УИ 272820) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД