Елена Проценко
Развитие словаря старших дошкольников средствами и методами ТРИЗ.
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие словаря старших дошкольников средствами и методами ТРИЗ».
ТРИЗ существенно повышает вероятность решения творческих задач, благодаря использованию методов и приемов, системы алгоритмов, которую можно перевести в модели, ТРИЗ также дает ребенку возможность почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы.
Публикация «Развитие словаря старших дошкольников средствами и методами ТРИЗ,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Научную технологию творчества, которая потом стала называться Теория Решения Изобретательских Задач, разработал в 1946 году Генрих Саулович Альтшуллер. Первоначально ТРИЗ создавалась в помощь инженерам-изобретателям. Сегодня ей пользуются не только инженеры, но и педагоги, литераторы и представители других профессий. Идея внедрения ТРИЗа в работу с детьми дошкольного возраста принадлежит Михаилу Наумовичу Шустерману. Осенью 1987 года ТРИЗ впервые пришла в детский сад.
В исследованиях педагогов и психологов можно встретить несколько вариантов классификации методов ТРИЗ. Но в их основе всегда прослеживается традиционная.
1. Метод проб и ошибок. (МП и О)
2. Метод противоречия.
3. Системный оператор. (СО)
4. Морфологический анализ. (МА)
5. Метод фокальных объектов. (МФО)
6. Оператор Р. В. С.
7. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)
8. Вещественно-полевые ресурсы. (ВПР)
С целью психологической активизации участников дискуссии был предложен, так называемый, «мозговой штурм». Впервые этот метод был использован американским предпринимателем А. Осборном. В него вошли такие методы, как:
1. Метод фокальных объектов
2. Морфоанализ
3. Системный анализ
4. Синектика.
С детьми мозговой штурм может возникнуть не запланировано, при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной, во время игры-занятия, при обсуждении какого-либо поступка или события из художественного произведения. Было предпринято много попыток улучшить методы мозгового штурма. Среди них особое внимание заслуживает синектика. Автор синектики – Уильям Дж. Гордон. В переводе с греческого слово «синектика» означает «объединение разнородных элементов». По Гордону существует 2 вида процессов творчества:
1. Неоперативные или неуправляемые (интуиция, вдохновение)
2. Операционные или управляемые (например, разного вида аналогии)
В синектике предусматривается применение четырех приемов, основанных на аналогии :
1. Прямая аналогия (подумать, как решается задача похожая на данную)
2. Личная симпатия или эмпатия (попробовать войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения).
3. Символическая аналогия (дать в двух словах образное определение сути задачи).
4. Прием фантазирования (как бы эту задачу решили сказочные персонажи)
Мой опыт работы с ТРИЗ показывает, что метод синектики наиболее способствует развитию активного и пассивного словаря детей.
ОператорР. В. С. Уменьшая или увеличивая размер, ускоряя или замедляя время, назначая любую стоимость можно преодолеть психологический барьер при анализе проблем. Оператор Р. В. С. удобнее применять при сочинении сказок для развития творческого воображения, фантазии, в изобразительной деятельности.
Я поставила задачу:
-разработать систему формирования словаря детей через использование средств и методов ТРИЗ.
Игры подбирались в первую очередь такие, чтобы играть можно было в любое свободное время: перед занятием, на прогулке, как небольшая часть занятия.
Основной метод, который был использован, это метод синектики. Я использовала прием прямой аналогии, включая в начале года в занятия по экологии и развитию речи игры по картинам: «подбери по цвету», «сравни по форме», «сравни по размеру»- это дало возможность обогатить словарь детей прилагательными и подвести к первой модели составления загадок : «какой, кто или что бывает таким же?», т. е. к подбору сравнений. Например, о снеге у нас получилась вот такая загадка:
Холодный, как мороженое
Нежный, как мамины руки
Мягкий, как подушка
Белый, как сахар
Сверкающий, как звезды.
Так, как в начале года большинство детей не умели читать, мы вместе с ними придумали значки для записи модели загадки.
Используя прием Функциональной аналогии, мы стали составлять загадки по второй модели: «что делает, кто или что делает так же?», тоже придумав обозначения для записи модели этих загадок. В начале составление загадок было совместным, чаще всего по картинам, на занятиях по экологии и развитию речи, но затем дети стали составлять их самостоятельно, в свободное время, иногда используя комплексную модель и загадывая их друг другу, мне, детям младших групп.
Прием эмпатии дал возможность активизировать в речи слова, характеризующие тактильные ощущения, звуки, наречия, обозначающие место действия. Дети как бы «входят» в картину, превращаются в какой-либо объект на ней и рассказывают о себе, о своих ощущениях, своем местоположении на картине. Например: «Я средняя серая собака, я везу сани с папой и детьми вместе с другими собаками. Мы бежим по снегу, он мягкий, как подушка». «Я дотронулась до черной собаки, она пушистая, гладкая, ласковая. Приятно ее гладить».
Прием функциональной аналогии помог детям понять многозначность слов. В игре «подбор объектов к действию», дети делают открытие, что одно и то же действие могут совершать разные объекты: например, ребенок играет с игрушкой, музыкант играет на музыкальном инструменте, кошка играет с клубком, даже солнце может «играть» лучами.
Игра «Да-нетка», входящая в метод системного анализа, также помогла осознанию детьми многозначности слов. Дети прекрасно знали части ели, сосны, ежа и т. д. и в контексте правильно применяли слово иголка и другие подобные многозначные слова (лист, ручка, но если предлагалось придумать предложения с этим словом, то употребляли его в одном значении. Получив в результате отгадывания 4 раза подряд слово иголка, хотя каждый раз называли разные признаки, они сами сделали открытие многозначности слов и стали гораздо внимательнее относиться ко всем словам.
Используя метод системного оператора, мы познакомились с понятиями «целое-часть-подчасть»- в игре «Аукцион» дети перечисляли элементы какого-либо объекта по принципу: главные части, в них подчасти, в подчастях – составляющие и т. д. Затем в игре «что от чего» дети отыскивали предметы по названию одной из частей, что дало возможность прийти к выводу о том, что один элемент может быть частью различных объектов, т. е. опять закреплялось понятие о многозначности слов, а также познакомились с третьей моделью составления загадок: «какая часть, у какого объекта такая же».
Вот пример составления загадок, где использована комплексная аналогия :
Большой, но не гора, в пятнышко, но не леопард, длинные ноги, но не страус. (жираф) Боря
Идет пар, но не из духовки, есть дырочки, но не пирог с мясом
Гладит, но не мамины руки, есть носик, но не корабль. (утюг) Глеб
Игры с волшебником Размера (оператор РВС) помогли детям усвоить словообразование при помощи суффиксов –ик, -ок, -ишко, -ище, а также активизировать прилагательные- синонимы, соответствующие полученным объектам. Уменьшаем книгу, становится книжечка- маленькая, малюсенькая, крохотная, микроскопическая…Увеличиваем, становится книжища- большая, огромная, громадная, гигантская…
После ознакомления с понятием «предложение», увеличивать мы стали предложения. Для игры «Бесконечное предложение» мы придумали модель, позволяющую удлинять предложение за счет описания объектов и называния качеств действий. Дети устраивают соревнование друг с другом, а для победы приходится активизировать запас прилагательных. Кристина додумалась использовать модели загадок (т. е. сравнения) для удлинения предложений.
Прием символической аналогии я использовала при ознакомлении детей с метафорами. Они очень легко понимают и воспринимают метафоры. Например, «глаза неба». Дети тут же объяснили- это звезды, они похожи на глаза и находятся на небе. Совместно мы сочинили загадку- метафору о снежинках «белые бабочки зимы» – снежинки белые, бывают зимой, порхают как бабочки. Больше всего оживления вызывал метод составления метафор-дразнилок. Например, о кошке дети составили такую загадку: «мяукалка., царапалка, спину выгибалка, лазалка, мурлыкалка и мышей ловилка». Некоторые дети используют этот метод для придумывания имен своим героям.
На приеме прямой аналогии построена и игра «Иносказание». Сначала детям было довольно трудно – во-первых, нужно внимательно вслушиваться в высказывания детей тому, кто отгадывает слово, но еще труднее приходилось тем, кто загадывал, потому что поначалу загаданное слово часто «выдавали» в предложении. Т. о. эта игра помогает мне активизировать в речи детей синонимы разных частей речи, а также развивает внимание. Теперь дети могут играть в «Иносказание» самостоятельно, объединяясь в подгруппы.
У детей появился интерес к слову, они стали задумываться над смыслом слов, подбирать наиболее точные выражения, словарь значительно пополнился прилагательными, синонимами, дети стали использовать в рассказах и речи сравнения. Это свидетельствует об эффективности использования технологии ТРИЗ в словарной работе с детьми.