инна умярова
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста в образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Важным этапом, определяющим все дальнейшее развитие ребенка, является дошкольное воспитание. Самым интенсивным развитием процесса восприятия является период раннего и младшего дошкольного возраста. Не случайно в истории психологии и педагогики привлекала внимание многих ученых, исследователей проблема развития восприятия и сенсорных способностей. Сенсорное воспитание, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в большей степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка. Так, как мы работаем с детьми раннего возраста, мы сделали вывод, что на этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Каждый ребенок, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т. п. И поэтому мы уже с 1,6 возраста стараемся дать детям широкие возможности для использования всех пяти чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Изучив сенсорные способности малышей, мы выяснили, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать единицы. Мы отметили, что форма, величина и цвет являются определяющими признаками предметов, учет которых помогает более полноценному применению в жизни. Таким образом, мы определили для себя следующие основные задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста : развитие восприятия цвета, величины и формы. В решении этих задач мы подобрали игрушки и пособия разные по цвету, форме и материалу. Это шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру, а также матрешки, пирамидки, разнообразные вкладыши, разборные игрушки и тд.
Публикация «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста в образовательной деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Работа проводилась поэтапно. Сначала учили детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала со словом. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные шары», «Собери бусы», «Ежики», «Собери цветы» и др. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные» Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Мы постоянно разнообразили дидактический материал. Использовала и игрушки самоделки: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма», «Цветные автомобили» и др., которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону. Учитывая особенности восприятия детьми цвета, мы использовали сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Мы старались также подобрать игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Сервируем стол» и «Украсим поляну», «Строим разноцветный забор для зайчика» цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету, цвету и по форме. Сенсорное развитие обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, а это в свою очередь способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, был замечен особый интерес к уголку ряженья. В группе были сшиты фартуки, юбочки с оборочками синего, красного, Желтого и зеленого цветов. Работу по цветовосприятию продолжили в сюжетно-ролевой игре «В гостях у куклы Кати». Кукле в зеленом платье нужно было налить чай в зеленую чашку и поставить чашку на блюдце такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить чашку и тарелку синего цвета и тд. Также мы проводили с малышами такие занятия, как «Ежики», «Разноцветные мячики» и тд. Работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте. Если в раннем младенчестве малыша привлекали внешние эффекты: яркость цвета, новизна деталей, необычность формы, то на 3-ем году ребенка увлекают «скрытые» свойства предметов. Он изучая предмет поглаживает, постукивает и тд. Малыш как бы «изучает» предмет, обнаруживая его свойства и, чем больше сюрпризов, тем интереснее для него ситуация. Стремление к исследованиям также формирует такое качество как любознательность – так начинается экспериментирование. В течении года мы проводили следующие эксперименты. Например в сентябре, проводили игры с песком и водой на участке с представлениями о форме и величине. В октябре: песок сухой и мокрый («Сыпется или нет», вода («Переливается и разливается»,свойства воды, прозрачность, способность воды отражать окружающие предметы и тд. Проводилась работа с родителями. Были проведены и оформлены консультации «Сенсорное развитие детей раннего возраста», «Художники в памперсах», «Сенсорные способности малыша». Провели мастер-класс совместно с родителями «Дидактическая игра своими руками на развитие сенсорных способностей малышей 2-3 лет» Оформили выставку дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов. Подробно рассказывали родителям на родительских собраниях о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности современного воспитания сенсорных способностей, а также о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Мы объясняли взрослым как играть, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома. В нашей работе мы также используем другие формы работы по сотворчеству детей и родителей : создание коллективных творческих работ, рисунки совместного творчества, создание коллективных работ. Все семейные поделки используем для оформления интерьера групповой комнаты, участвуют в конкурсах и выставках, используются в качестве подарков. Например, семейные рисунки на тему «Здоровая семья – здоровое будущее» мы использовали как оформление зала ко Дню здоровья. Еще одна коллективная работа была посвящена ко Дню Матери, где родители и дети проявили творчество и фантазию, изготовляя цветок из бумаги используя нетрадиционную технику. Подводя итог, можно сказать, что проведенная нами работа в течении всего года благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Развитие восприятия в процессе приобретения сенсорного опыта помогло в развитии у детей раннего возраста восприятия цвета, величины и формы, а также позитивно повлияло на эстетическое чувство, развитие наблюдательности, на развитие воображения. Дети стали более внимательны, овладели новыми способами предметно-познавательной деятельности.
Литература
1. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология : физиология развития ребенка : Учеб. Пособие для вузов. – М. :Академия, 2003.
2. Беляев Н. Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: СГУ, 1999.
3. Воспитание детей раннего возраста /Под ред. Г. М. Лялиной. – М. :Просвещение, 1976.
4. Гуськова Т. В. Личностные новообразования детей в период кризиса трех лет/ Т. В. Гуськова, М. Г. Елагина//Хрестоматия по детской психологии. – М. :ИПП, 1996.
5. Е. Б. Волосова – М. : Развитие ребенка раннего возраста. Линка – Пресс, 1999.
6. Монтесори М. Помоги мне сделать это самому! Сост. М. В. Богуславский. – М. :Карапуз, 2000
7. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста : пособие для воспитателя детского сада. – М., 1983.
8. Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. – В кН. : Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1995.