Ирина Белолипецкая
Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие-это развитие восприятия ребенка. Формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.
В детском возрасте основной формой и содержанием организации жизни является игра. Поэтому я разработала программу "Занимательная сенсорика", цель которой подбор системы дидактических игр, позволяющих эффективно развивать сенсорные способности детей. Идея заключается в том, чтобы использовать дидактические игры для развития сенсорных способностей у детей, имеющих отклонения в развитии. В своей работе я часто использую большое количество дидактических игр, которые направлены именно на сенсорное развитие детей разных возрастов.
Публикация «Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Основные параметры зрительного восприятия: цвет,форма и величина.
Развитие восприятия цвета конкретизируется в следующих задачах:
1. Развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении, обозначать результат словами "такой" ,"не такой", действовать по подражанию.
2. Познакомить детей с названиями основных цветов (красный,синий,желтый,зеленый).
3. Развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и сравнивать его,ориентироваться на цвет как на значимый признак,производить выбор цвета по слову.
Для развития зрительного восприятия я использую такие дидактические игры : "Собери мозаику по цвету", "Найди лишнее", "Цвета", "Собери гусеницу", "Сложи цветок" (использую счетный материал, палочки).
Восприятие формы конкретизируется в следующих задачах:
1. Развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки,составлять целое из разных геометрических форм,подбирая нужные с помощью проб и примеривания,осуществлять выбор по образцу,проверять его с помощью наложения,вычленять контур предмета.
2. Закреплять знание названий форм,осуществлять выбор формы по её названию.
С этой целью я использую следующие игры : "Построй домик" (из разных геометрических фигур, "Укрась тарелочку", "Найди лишнее", "Собери правильно логический куб".
Восприятие величины конкретизируется в следующих задачах:
1. Развивать умение ориентироваться на величину предметов,соотносить действия рук с величиной предметов,соотносить по величине плоскостные и объёмные фигуры,пробуя варианты и фиксируя верные,учитывать величину в практических действиях с предметами,соотносить предметы по величине.
2. Закреплять словесное обозначение величин ("большой","маленький","больше", "меньше").
3. Обратить внимание на длину,высоту и ширину, знакомить со словами: "длинный","короткий","высокий","низкий" и т. д.
4. Развивать умение осуществлять выбор величин по слову-названию.
Для этих целей я использую такие игры : "Построй башню", "Найди по величине","Разложи по размеру", "Найди такой же", "Убери лишнее".
Развитие слухового восприятия у ребенка обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира,ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы.
Для развития слухового восприятия у ребенка я использую следующие игры : "Угадай на слух и покажи на картинке"(музыкальный инструмент, "Где звучит?" (в какой стороне слышится звук, игра "Громче-тише"(барабан,игра "Угадай сказку", использую различные музыкальные инструменты (пианино,металлофон,дудочка).
Для развития тактильного восприятия ребенка я использую следующие игры : игры со шнуровками,игры с прищепками ("Укрась солнышко", игры с массажным мячом("Лови мяч", игры с мягкой игрушкой (пластмассовой,резиновой) "Покорми собачку", использую разный природный материал (шишки,веточки,мох, использую бумагу разной текстуры (картон,гофрированная,мелованная,салфетки,газеты).
В результате опыта работы я пришла к выводу,что при внедрении дидактических игр к концу года у детей наблюдается совершенствование творческих способностей,любознательности,наблюдательности.
Исходя из проделанной мною работы,можно сделать вывод,что дидактические игры имеют огромное значение и эффективны для развития сенсорных способностей детей.