Людмила Гратволь
Развитие сенсорных процессов и психомоторики у детей с проблемами в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с проблемами в развитии отмечается недостаточность сформированности двигательных навыков, в том числе недоразвитие моторики и зрительно-моторной координации. Как правило, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук и сложно координированных графических движений затрудняют овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Публикация «Развитие сенсорных процессов и психомоторики у детей с проблемами в развитии» размещена в разделах
Так как ребенок с интеллектуальной недостаточностью не проявляет стремления к тактильному обследованию предметов и самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями, то без специально организованной коррекционной работы тактильная чувствительность у него не развивается.
Наибольший эффект предметно-практическая деятельность на занятиях приносит в том случае, если одновременно организуется двигательная активность детей : упражнения в пространстве комнаты, здания, улицы (моделирование, ориентирование); использование игр средней подвижности с мячом, скакалкой, другим спортивным инвентарем («Поймай свой цвет», «Мы – гимнасты», «Море волнуется» и др.); упражнения с ходьбой и бегом («Сенсорная тропа», «Дорожка следов» и др.); графические упражнения (на тетрадном, альбомном листе, на ватмане).
Мышечные ощущения, которые возникают у ребенка во время выполнения двигательных упражнений, вызывают чувство удовлетворения, создают положительный эмоциональный фон, а значит, усвоение любого материала идет более успешно.
От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных (обследующих) действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета, следовательно, развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать такие «ручные» виды деятельности, как лепка, аппликация, рисование, сортировка мелких предметов, игры с мелкими камушками и сухим песком.
Для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов требуется специально организованная коррекционно-развивающая среда, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия:
• Функционально-ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные) ящики», раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши-формы и др.);
• Игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи, кольцебросы, обручи, кегли, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик);
• Для развития мелкой моторики : шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др. ;
• Разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, костюмов; «предметы оперирования» – игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки- «маркеры» – своеобразные «знаки пространства» – игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит).