Ксения Панкратова
Развитие сенсорной культуры. Серия игр «Кусочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель серии игр состоит в развитии сенсорной культуры ребенка дошкольного возраста (подходит для детей детского сада начиная с I младшей группы).
Задачи:
Образовательные:
1. Обогащение сенсорного опыта детей раннего и дошкольного возраста.
Развивающие :
2. Развитие творческого воображения детей.
Публикация «Развитие сенсорной культуры, Серия игр „Кусочки“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
3. Развития мышления (в частности операций сравнения, сопоставления, анализа и синтеза, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные:
1. Воспитание культуры работы с разными материалами.
2. Опыт работы в группе, опыт сотрудничества.
Материалы и оборудование для игр – набор разных текстур примерно 15 на 15 см из кожи, тканей, бумаги различной фактуры и цвета, картона. Картон 15 на 15 см с вырезанными силуэтами животных, предметов.
3 этапа работы:
1 этап. Описательный, обогащение чувственного опыта детей.
2 этап. Игровой, игры по заданию, сравнение текстур.
3 этап. Закрепляющий, содержит творческие игры и упражнения.
Игры первого этапа данной серии проходили по сценарию изучения свойств представленных материалов.
Инструкция 1. «Сегодня в гости к нам пришел забавный толстый мешочек. Давайте его потрогаем и подумаем, что в нем лежит? (Дети каждый имеет возможность потрогать мешок) Смотрите, сколько кусочков у нас в этом мешочке! Давайте их рассматривать, трогать. Не забываем, делиться друг с другом.
Выберите себе кусочек, который вам нравится. Давайте по очереди его опишем».
Далее идет описание по примерной схеме: цвет, фактура, толщина, мягкость/жесткость, приятность на ощупь.
Инструкция 2.
Давай поиграем в игру. По очереди вы будете закрывать глаза и каждому в руку я положу кусочек из мешочка. Тот, у кого глазки закрыты будет на ощупь описывать, какие они. Я буду помогать и детки тоже будут поддерживать». Играем в это игру по очереди. В нее можно играть как индивидуально, так и в мини-группах (по 6 детей). По очереди каждый ребенок закрывает глаза и выполняет ощупывание кусочка, вместе с педагогом он мнет его в руках, трогает, гладит, тянет, ощупывает текстуру, чувствует запах кусочка, подбирает соответствующие слова и аналогии – на что похож кусочек. Так плавно мы переходим во второму этапу работы.
Игры второго этапа проходили по сценарию игры «На что/кого похоже?».
В начале занятий второго этапа важно вернуться к той схеме, которая давалась на предыдущем этапе. Здесь в начале игры мы наугад например выбираем кусочек из мешочка и рассматриваем и описываем его, закрепляя материал.
Инструкция. «Выбери себе тот кусочек, который тебе нравится. Для каждого кусочка подбери то, на что оно похоже? (Например, нежная ткань напоминает мамины руки, пушистое и мягкое - как перина и т. д.). Мы так же действовали с предметами окружения, прикладывали кочки к себе и наблюдая, что у нас сделано из такого же материала – кожаные сандалии, тканевые платья, легкие ленты и прочее. Прикладывали к мебели и предметам (к диванам, стульям, стенам и прочим окружающим предметом) описывая, может ли диван быть пушистый? Может ли стеллаж быть тканевый? Почему? А может ли кукла быть тканевая? А одежда из бумаги? И так далее.
Для данного этапа были сделаны трафареты (из картона размером 15 на 15 см) с изображением силуэта животных и предметов быта. В них мы вставляли ткани и смотрели, может рыбка может быть мохнатой? А какой тогда кусочек ей подойдет? А какой должен быть стул? А может сделать ему мягкое сиденье? А вот крокодил – какой кусочек ему подойдет?
Третьим этапом ставилась цель закрепить полученные знания. Здесь мы так же возвращались к играм первой серии и описанию по схеме. Выбирали игру, которая нам нравилась и прогрывали ее еще раз. И в качестве «экзамена по знанию кусочков» предлагалось испытание. Детям с закрытыми глазами на ощупь предлагалось находить одинаковые материалы по фактуре. Эта инструкция подходит для детей с 4 лет, для более младшего возраста ее можно проводить в открытую, она не менее результативна. Команда может помогать ребенку в случае затруднений.
В этой серии игр мы ставили как одну из дополнительных цель объединения детей, научении навыкам сотрудничества. Им приходилось делиться «кусочками», обсуждать кусочки» друг друга, помогать в решении трудных задач.
Данная серия игр проводилась в рамках программы по работе с детьми II младшей группы, но полагаю она будет интересна и более старшим детям. Моим ребятам игры очень запомнились, они ждали меня с мешочком еще не раз. Важной ступенью работы стало именно проработка и играх столь чувствительных в этом возрасте когнитивных процессов, а именно наглядно-действенного мышления и творческого воображения.