яна мелющенко
Развитие самостоятельности младших дошкольников в двигательной деятельности с использованием ситуаций выбора
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно ФГОС ДО одной из важнейших задач ДОУ является охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная область физического развития включает в себя : «Приобретение ребенком опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми»
Публикация «Развитие самостоятельности младших дошкольников в двигательной деятельности с использованием ситуаций выбора» размещена в разделах
Именно в раннем возрасте у ребенка формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития, одним из непременных условий этого является формирование двигательной активности детей, прежде всего произвольности движения, речи, контактов с окружающими людьми. На третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается - развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег и прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, а также игры с несложными правилами.
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности остается в современной педагогике одной из самых актуальных. Что значит предоставить ребенку свободный выбор? это дать ему возможность пробовать новое, действовать одному или в сотрудничестве с другими, работать молча или включиться в диалог, ориентироваться на результат или сосредоточиться на процессе. Привыкая к самостоятельному выбору, дети в дальнейшем успешно решают проблемы, становятся творческими и мыслящими личностями. Свободный выбор осуществляется при участии воспитателя. Взрослый направляет выбор детей тем, что создает необходимые предметно-пространственные условия и обсуждает с детьми их планы на предстоящую деятельность. С этой целью пространство спортивной площадки делится на несколько секторов: сектор метания, сектор прыжков,
сектор бега, наличие которых может зависеть от поставленных образовательных задач. В секторе «Метания» младшие дошкольники учатся выполнению метания мяча в корзинку, забрасывать кольца на кольцеброс. Прежде чем предоставить детям свободу выбора я представляю все сектора спортивной площадки, работающие на данном занятии. Например, в секторе метания : «Я предлагаю вам научиться попадать маленьким мячом в цель. Кто хочет поработать со мной в центре метания?», «Сегодня в секторе прыжков появились скакалки. Кто желает поупражняться в прыжках?», «В секторе равновесия сегодня можно поупражняться носить мешочки на голове не роняя». Таким образом, детям предлагается самостоятельно выбрать любой сектор и выполнить те или иные движения. закрепить уже полученные ранее навыки, научиться новым движениям или освоить новые спортивные атрибуты. Несмотря на такое явное программирующее предложение взрослого, у детей есть право выбора — сектора, атрибутов, партнеров по деятельности, но и вместе с тем, есть право отказаться от предложенной деятельности и выбрать нечто иное. Основная задача взрослого в этой ситуации — показать детям, что их выбор ценен, что деятельность, выбранная ими самостоятельно так же важна, как и та, которую предлагает выполнить взрослый. Роль взрослого во время любой самостоятельно выбранной ребенком деятельности включает в себя не только создание развивающей предметной среды, но и наблюдение за детьми, общение с ними, оказание помощи в выборе деятельности и ее осуществлении, обеспечение поддержки, если ребенок просит об этом. Необходимо помнить, что свободный выбор ребенка и его деятельность под руководством взрослого должны быть тщательно сбалансированы.