Милаева Наталья
Развитие самосознания в раннем детстве у детей 1–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Отношение преддошкольника к миру предметов существенно меняется. Это изменение определяется тем, что овладение общественно-выработанными способами употребления предметов формирует у ребенка предметное отношение к действительности (Д. Б. Эльконин). Теперь малыш не просто манипулирует предметами, а действует с ними в соответствии с их назначением, функцией. Освоение функций предметов, в свою очередь, приводит к отделению действия от предмета, за которым оно было первоначально жестко закреплено. Малыш выполняет предметное действие в новых условиях и переносит его на другие предметы. Так, он начинает кормить куклу не только своей ложкой, но и любой другой, а затем и палочкой. Он кормит не только свою куклу, но и все другие куклы, мишку, кошку.
Публикация «Развитие самосознания в раннем детстве у детей 1–3 лет» размещена в разделах
Взаимоотношения взрослого с ребенком усложняются. Продолжая относиться к малышу
заботливо и нежно, взрослый действует совместно с ребенком, оценивает его достижения
в области действий с предметами. У преддошкольника возникает новое отношение к
взрослому. Он сравнивает свой результат с результатом другого человека. Носителем
образца выступает взрослый. Теперь малыш относится к взрослому как к образцу для
подражания.
Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его
деятельность. Достиг результата -значит хороший. Не достиг - значит плохой. Поэтому
дети в раннем возрасте так бурно переживают свои неудачи. Под влиянием оценки
взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей
деятельности. Дифференцируется общее положительное отношение к малышу («Ты
хороший, я тебя люблю») и отношение, опосредованное результатом деятельности
(«Молодец, сегодня ты быстро оделся»). Ребенок же оценивает себя положительно и
недифференцированно: «Я хороший».
Отделение себя от своих действий связано с усложнением видов деятельности, которые
выполняет ребенок. Он впервые «открывает» материальную проекцию своего «я» в
достигнутом результате - нарисовал, вылепил, построил, причесался, оделся. Он
понимает, что действия совершает именно он, и это приводит к изменениям в предметах.
Каждый результат деятельности становится для ребенка утверждением своего «я», для
него очень важно, чтобы его достижения кто-либо увидел и оценил.
Таким ценителем выступает взрослый. Одобрение и похвала взрослого рождают у
малыша чувство гордости, собственного достоинства. Отсутствие таковых ведет к
переживанию огорчений, стыда. Предметный мир становится не только сферой познания,
но и сферой саморегуляции, утверждения своего «я», сферой достижений. Ребенок,
действуя с предметами, пробует свои силы.
Освоение способов употребления предметов приводит к тому, что в возрасте около 2 лет у
ребенка начинает развиваться подлинная самостоятельность, показателями которой
являются «личные желания» малыша (Т. С. Гуськова). Младенец мог ставить элементарные
цели и стремился их достичь. Например, искал спрятанную игрушку. В раннем детстве
ребенок может ставить цель, достижение которой приводит к получению социально
значимого результата, социально ожидаемого эффекта в действии с предметом. Так,
малыш настаивает на самостоятельности в приеме пищи, стремясь сам действовать
ложкой. Подчеркнем, что в начале 3-го года жизни возникает лишь намерение, когда
ребенок ставит перед собой задачу, а исполнение ее в решающей степени зависит от
взрослого. Он помогает ребенку удержать цель, выполнить действие, контролирует и
оценивает его деятельность.
Не добившись результата, ребенок бурно переживает неудачу. Нередко он не доводит
дело до конца под влиянием посторонних раздражителей. Поэтому самостоятельность в
этом возрасте существует только на уровне целеполагания. На 3-м году жизни
способность ребенка удерживать в памяти поставленную цель вырастает, что позволяет
ему определенным образом организовать свои действия для ее достижения.
Важные изменения в сфере самостоятельности происходят к трем годам. Под влиянием
делового сотрудничества со взрослым у ребенка формируется целеустремленность,
способность с помощью старших соотносить полученный результат с исходным
намерением, сравнить то, что получил, с тем, что хотел получить. Еще один важный
компонент самостоятельности - самооценка, в основе которой лежит умение соотносить
предполагаемый и реальный результат, - формируется за пределами раннего возраста.
В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. Уже в 6 мес.
младенец реагирует на свое и чужое имя по-разному. В раннем детстве имя для ребенка
является показателем его индивидуальности, отличает от другого человека. В то же время
имя выступает средством идентификации с другими людьми, подчеркивая
принадлежность малыша к полу, семье, национальности. Обращение к ребенку по имени
придает личную адресованность воздействиям взрослого, употребление его ласковых
форм демонстрирует малышу положительное отношение к нему.
В раннем возрасте изменяются отношения ребенка к людям, предметам, самому себе. В
ряде случаев поступки детей не связаны ни с ситуативным мгновенным желанием, ни с
конкретной ситуацией, их мотивом является стремление ребенка к самостоятельности,
проявлению его личности. Малыш стремится быть большим, немедленно выполнять все
действия, присущие взрослому. Возникает личное действие и сознание «Я сам». Личное
действие - это такое действие, к которому ребенок относится как к своему, им самим
производимому: «Я буду рисовать. Я буду гулять. Я буду умываться».
Если взрослый не перестроит свое отношение к ребенку, не организует деловое
сотрудничество, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное
поведение, характерное для кризиса 3 лет. Его симптомы описал Л. С. Выготский и назвал
кризисом отношений. К ним относятся:
- негативизм - такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь
сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. реакция не на
содержание действия, а на само предложение взрослых;
-упрямство - это реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому, что
ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал;
- строптивость - реакция ребенка, направленная против установленных для него норм
воспитания, против образа жизни;
-своеволие, или своенравие, заключается в тенденции ребенка к самостоятельности, когда
он все хочет сделать сам;
- протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер;
- симптом обесценивания взрослого, его дискредитация;
- стремление к деспотизму - желание проявлять деспотическую власть по отношению к
окружающим;
-ревность по отношению к младшим и старшим, если в семье еще есть дети;
-реакции невротического или психопатического характера (страхи, неспокойный сон,
ночной энурез, резкие затруднения в речи и т. д.).
Особенности развития самосознания в раннем возрасте :
- ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий;
- постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление
целеполагания и целеустремленности;
- возникает гордость за собственные достижения - личностное новообразование раннего
детства.