Любовь Смирнова
Развитие саморегуляции в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
Способствовать повышению уверенности в своих силах с помощью поддержки сверстников и взрослых.
Публикация «Развитие саморегуляции в игровой деятельности» размещена в разделах
.
Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им, развития детского общения и удовлетворения потребности детей в дошкольном возрасте является игра.
Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Игра – ведущая деятельность дошкольника, посредством которой ребенок органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми, нормы и правила поведения.
Н. И. Гуткина подчеркивает: «Обычно только к семи годам ребенок способен произвольно регулировать свое поведение и деятельность. Однако это происходит только в том случае, если развитие ребенка до семи лет проходило преимущественно в игровой деятельности
Используются следующие виды игр:
Сюжетно-ролевые игры, которые расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Драматизация русских народных сказок помогает детям примерить на себя роль героев: дети учатся различать и передавать их настроение, сопереживать им, согласовывать свои действия, развивать коммуникативные навыки. Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Дидактические игры помогают детям понять социально одобряемые модели поведения, усвоить стереотипы общения, практиковаться в обращении друг к другу.
Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательных задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
Игры с моделями - содержание, которых включает все необходимые условия для познавательного развития в старшем дошкольном возрасте. Игры с моделями предполагают построение моделей и воссоздание смоделированной ситуации в сюжетно-речевой игре.
Благодатной почвой для развития произвольной саморегуляции у старших дошкольников являются подвижные игры с правилами. В этих играх правило открыто, то есть адресовано самому ребёнку. Оно как бы обращает внимание ребёнка на собственные действия, даёт этим действиям вербальное оформление. Играя, дети учатся действовать по сигналу или команде, менять характер движений, овладевают навыками самоконтроля. Участие в подвижной игре сверстников способствует появлению самоконтроля : первоначально дошкольники контролируют действия других детей, отмечая правильные и неправильные моменты, и лишь после этого начинают контролировать своё собственное поведение в игре. Кроме того, подвижные игры способствуют снятию мышечного напряжения, эмоциональной разрядке, повышению уверенности в себе.
Способности детей к произвольной саморегуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты. Чтобы научить ребенка управлять своими эмоциями, нужно сначала научить его понимать и различать свои эмоциональные ощущения, определять их характер, понимать чувства, которые испытывают другие. С этой целью мы используем различные формы работы. Одной из них является мимическая гимнастика - рассмотрение собственной мимики перед зеркалом. Сознательно изменяя выражение лица, ребята осознают связь между мимическим проявлением и эмоциональным самочувствием. Перед зеркалом дети показывают, как они радуются, огорчаются, испытывают страх, грустят. Обращаем внимание детей на то, как изменяется выражение лица в разных эмоциональных состояниях. В играх «Артисты немого кино» ребята сопровождают текст, предложенный воспитателем, мимическими и пантомимическими эмоциями «артиста». В этюдах на выражение отдельных чувств, эмоций мы добиваемся выразительного изображения этих чувств, стараемся помочь детям справится с «зажатостью».
Формируя у детей умение понимать и различать чужие эмоциональные состояния, мы опираемся на разнообразный демонстративный материал: картинки с изображением эмоциональных состояний человека, сказочных персонажей, сказочных животных; пиктограммы. Дети отгадывают загадки на распознавание эмоций; выполняют задания на «конструирование» эмоций. Например, на картинках, изображающих какие-либо ситуации, не прорисованы лица персонажей. Ребята должны сами определить, какое выражение лица соответствует данной ситуации, и нарисовать его. Творческие задания «Раскрась веселого и грустного гномика», «Нарисуй зонтик, под которым снятся добрые сны» учат детей соотносить эмоции и цветовую гамму. Для положительных эмоций дети выбирают яркие цвета: красный, оранжевый, желтый, а для отрицательных - черный, коричневый, фиолетовый.
Когда дети в достаточной степени овладели умениями понимать свои и чужие эмоции, мы вводим в процесс обучения специальные упражнения, позволяющие научить приемам эмоциональной саморегуляции. Например, чтобы справиться со злостью, можно «надуть» ею воздушный шарик, а затем выпустить его. Вместе с воздухом выйдет и вся злость. А как преодолеть свой страх? Нарисовать его и порвать на мелкие кусочки.
Несомненно, одним из важных условий для развития саморегуляции у дошкольников в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми является создание ситуации успеха. Большую роль здесь играет обеспечение доброжелательного общения, снятие страха перед конкретными действиями, положительная поддержка ребенка.
Эти приемы позволяют детям сознательными волевыми усилиями менять свое настроение, поведение, справляться с неуверенностью, преодолевать трудности. Они нейтрализуют страхи и эмоционально-отрицательные переживания. Дети учатся контролировать себя самостоятельно, быть внимательными, способными на интеллектуальные усилия. Такое обучение является фактором психогигиены, позволяет предупреждать психические перегрузки, повышает психическую активность, сохраняет здоровье дошкольников.
Играя вместе с детьми, поддерживала их самостоятельность, творческое начало, приучала к бережному отношению к игрушкам, к друг к другу, играть дружно: обращаться по имени, ласково, быть внимательным к сверстникам, их просьбам, бережно относится друг к другу, предлагать посильную помощь, заботиться друг о друге, не мешать в игре, помогать в уборке игрушек.
Такая совместная работа приносит взрослым и детям огромное удовлетворение и радость, воспитывает у детей такие качества личности, как самостоятельность и творческое решение поставленной задачи, развивает инициативу, самостоятельность, ответственность за общий успех дела, создает микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Вывод: Игры помогают развивать у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, подчинять личные интересы интересам коллектива, воспитывать сдержанность, самообладание, инициативу, что является проявлением произвольности. Необходимость выбора способа действия для достижения цели стимулирует проявление самостоятельности, инициативы и других качеств личности. При этом игра оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка. Ребёнок испытывает ситуацию успеха, у него формируется умение работать в коллективе, подчиняться общим правилам и требованиям.
Вопросами для анализа были:
1. Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым.
2. Умеет ли самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.
3. Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции (не заплакать, если обидно) и непосредственные желания (помочь дежурным, воспитателю, когда хочется играть; не выкрикивать, а подождать своей очереди).
Работа с детьми включала широкое использование подвижных игр. Они способствовали формированию таких волевых качеств ребёнка как ответственности, упорства, настойчивости, решительности. Такие игры строились на добровольных началах, предусматривали большую роль самих детей при общем руководстве со стороны взрослых. Игры использовали в разных видах детской деятельности, в режимных моментах, на прогулке и дома с родителями. Такие игры не требовали специального оборудования или инвентаря.
1 блок – игры, упражнения направленные на представление о понятии «успех», выработку уверенности в своих возможностях, развитие слухового внимания : «Я сильный! Я слабый!», игра «Я справлюсь», «Я смогу!», «Мусорное ведро», «Звезда удачи», «Слушай хлопки», «1-2-3 беги!» и пр.
2 блок – развивающие игры, содержащие правила игры или условие; игры соревнования; релаксационные упражнения на снятие напряжения и скованности; игры на перевоплощения; подвижные игры на управление эмоциями и контролирование импульсивного поведения: упражнение «Игра в мяч», «Самолетики», «Птенчики», «Море волнуется», «Лягушки и цапля».
3 блок – игры с правилами включающие очередность действий и/или направленные на выработку контроля поведения, критичность: игры сотрудничества, игры-эстафеты.
Игры на саморегуляцию
1. Бабочки
Педагог. Сегодня мы с вами превратимся в цветочки. Представьте, что вокруг нас появилось множество бабочек, красивых и лёгких. Бабочки летают, кружатся, а ещё им нравится садиться на цветы. Но они сядут только на те цветы, на которых можно сидеть спокойно, не шевелясь. Ведь бабочки такие пугливые, чуть пошевелится цветок- и бабочки сразу улетают. Вон летят уже бабочки! «Раз, два, три, лепесток- замри!» Дети замирают и сидят с закрытыми глазами, пока педагог не скажет «Раз,два, три, цветочек- отомри!». Игра продолжается до тех пор, пока она нравится детям.
2. Снежинки
Зимой можно играть в эту игру. Педагог. А сейчас мы превращаемся в Снеговичков. Ночью, когда все спят, Снеговички оживают и начинают двигать руками, ногами, хлопать глазами и т. д. (дети повторяют движения, которые называет педагог). А Зима ночью трясёт свою снежную перину, из неё вылетают красивые снежинки и медленно летят на землю и падают на голову Снеговичкам. Но только тем, которые успели замереть. Чтобы не растаять, Снеговички замирают, и на них падают всё новые и новые снежинки. Повторяют вместе с педагогом слова «Замер ночью Снеговик, был он мал, а стал велик.» Дети замирают и представляют себе снежинки, которые потом описывают.
3. Фея Тишины
Педагог. Дети, давайте сейчас закроем глаза и послушаем тишину. Какие звуки вы услышали в кабине? За окном? За дверью? Когда вы замирали, к нам в окно прилетела Фея Тишины. Сейчас снова закройте глаза и замрите. Фея Тишины будет летать и взмахивать своими крыльями. Она присядет на плечи и ласково погладит тех, кто умеет замирать. Затем педагог может спросить, кого из детей погладила Фея, во что она одета, как выглядит и т. д. Можно придумать, какие подарки она дарит детям, сочинять про неё сказки. В эту игру можно играть до тех пор, пока не надоест детям. В результате в дальнейшем, чтобы настроить детей на спокойное занятие, достаточно напомнить о Фее Тишины. Можно придумывать другие образы, которые будут помогать поддерживать спокойную атмосферу занятия (напр. Фея Облаков, Волшебник Звёздного неба и т. д.)
4. «Слышу-вижу-понимаю»
Когда педагог говорит: «Слышу», дети берутся за уши, «вижу», дети прикладывают ладони к глазам, «понимаю», кладут ладошки на голову, «расслабляюсь»-изображают это состояние, «замираю»-замирают, пока педагог не скажет «Отомрите».
Игры на установление дружеских отношений.
1. Дружный круг
Участники встают в круг и говорят: «Все ребята встали в круг. Каждый в круге – лучший друг. Руку другу протяну, С ним я ссоры не начну. (берутся за руки). «Ах, дружочек, мой дружок! Ты молчишь, и я –молчок!». Участники замирают, пока ведущий не скажет: «Постояли, помолчали, потянулись, поплясали».
2. Салки за руки
Игра проходит как обыкновенные салочки, но при условии, что салочка не может салить игроков, если они успеют найти пару и схватиться за руки. Те, кто проиграл, выполняют какое- нибудь забавное задание (например, изображают животных, насекомых и т. д.)
3. Страна Дружбы
Участники игры представляют, что они мчатся на ковре – самолёте в страну Дружбы. Говорят волшебные слова: «Ковёр мечты, ковёр мечты, неси нас туда, где сбываются сны, где чистое небо и свежий ветер, где никогда не ссорятся дети». На последних словах становятся в круг и берутся за руки. Затем дети рисуют страну Дружбы, как они её себе представляют.
4. Клоун
Выбирается клоун, ему надевается шапка и нос клоуна. Он становится перед участниками, которые произносят слова: «Клоун, клоун, друг ты наш. Потянулся- это раз, и нагнулся- это два, три- присел, четыре- встал. Вместе с нами станцевал». Клоун показывает забавное движение, а дети повторяют его. Затем клоун выбирает, кто будет следующим показывать движения». И т. д.
5. Почтальоны
Участники делятся на 2 команды (можно разделить группу детей по рядам).
1. Дзинь-дзинь.
2. Кто там?
1. Мы, почтальоны.
2. Откуда?
1. С почты.
2. С чем пришли?
1. С посылкой.
2. Что в посылке?
1. Что в посылке мы не скажем, но, конечно, вам покажем.
1 команда показывает пластический этюд «Что в посылке», 2-я команды отгадывает предмет. Затем меняются ролями.