МААМ-картинки

Развитие самооценки у детей дошкольного возраста с ОНР

Галина Молчанова
Развитие самооценки у детей дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Становление самосознания и самооценки личности является одной из наиболее актуальных проблем современной психологической науки. Самооценка выступает одним из ведущих условий, благодаря которому индивид становится личностью, так как именно она порождает желание соответствовать как уровню окружающего социума, так и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка – это не просто знание самого себя, не сумма отдельных характеристик, но и определенное отношение к себе, осознание личности как устойчивого объекта.

Публикация «Развитие самооценки у детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

В отечественной психологической литературе самооценке уделено большое внимание. Закономерности формирования самооценки в дошкольном возрасте были исследованы О. А. Белобрыкиной, В. А. Горбачевой, А. В. Захаровой, В. С. Мухиной, Е. И. Савонько,

Л. И. Уманец, М. И. Лисиной.

Дошкольный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. В этот период важно заложить основы для формирования адекватной самооценки. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты.

Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее – ОНР, имеют особенности в становлении самооценки, что обусловлено следующим: инфантилизм эмоционально-волевой сферы, расстройство эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффектам, страх и тревожность, оказывающих существенное влияние на развитие личности. Без специальной коррекционной помощи такие дети оказываются эмоционально и психологически не готовы к школе, т. к. страдает их социальное, а, следовательно, личностное развитие.

Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые оказывают различное влияние на разных этапах формирования личности: оценка других людей; актуальное сопоставление с другими; сравнение реального и идеального Я.

По мнению психологов, навыки оценивания себя формируются в раннем детстве, а их развитие и совершенствование продолжается в течение всей жизни человека. При этом структура личности и основы самооценки формируются в первые семь лет жизни человека.

Способность ребенка оценивать себя ученые соотносят с такими феноменами, как выделение себя из коллектива и принятия своих качеств и свойств личности (В. В. Столин); с возникновением нравственных знаний, формирующих произвольность поведения (Л. И. Божович); с осознанием своих возможностей (Х. Хекхаузен).

Зарубежные исследователи подчеркивают, что для формирования положительной самооценки необходимы три условия: полное внутреннее принятие родителями своего ребенка; ясные и последовательные требования; уважение индивидуальности ребенка в рамках установленных ограничений.

Говоря о влиянии близких родственников на формирование самооценки ребенка, следует привести высказывание Р. Бернса: «Если родители, выступающие для ребенка как социальное зеркало, проявляют в обращении с ним любовь, уважение и доверие, ребенок привыкает сам относиться к себе как к человеку, достойному этих чувств».

Обобщая взгляды различных исследователей на проблему развития самооценки у детей, мы пришли к заключению, что именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности индивида, соотносится с потребности и притязания человека с его возможностями, на ее формирование серьезное значение оказывает ближайшее окружение ребенка.

Появление и развитие самооценки происходит в различных видах деятельности. Для формирования навыков адекватного оценивания себя необходима комплексная целенаправленная работа как воспитателей, логопедов, психологов, так и родителей. Возможно использование следующих методов: игротерапия, арттерапия, психогимнастика.

Арттерапия – (терапия искусством) это форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и развитии творческой деятельности. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации той сферы личности, которая позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения. Однако для детей дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность. Поэтому в основе коррекции уровня развития самооценки в дошкольном возрасте лежит использование положительного психологического воздействия на детей игровых методик.

В возникновении игровой терапии как способа помощи детям с особенностями развития ведущая роль принадлежит З. Фрейду, А. Фрейд. Применение игровых методов отечественными психологами основывается на теории игры Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина. Опыт ученых доказывает, что игровая терапия является эффективной, при решении самых разнообразных детских проблем, в том числе, для коррекции самооценки у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для повышения уровня самооценки у детей дошкольного возраста нами подобран ряд игр, упражнений и этюдов, направленных на формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние.

«Смелый мышонок». Мышонок любит стоять на пеньке, читать стихи, громко петь песни. Он не боится, что его может услышать кот. Поза ребенка: положение стоя, руки заложены за спину, одна нога чуть впереди другой, подбородок поднят. Мимика выражает уверенный взгляд.

«Внимательный малыш». По улице шла бабушка с покупками. У нее упал сверток. Ребенок, увидев это, подбежал, поднял сверток и подал бабушке. Она поблагодарила малыша.

«Справедливость». Мама уходит в магазин. Как только за нею закрывается дверь, брат и сестра начинают баловаться: бегают вокруг стола, борются, кидают друг в друга диванную подушку. Вдруг щелкает замок – это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро садится на диван, а сестра не заметила маминого прихода и продолжает играть с подушкой. Вот она подбрасывает подушку вверх и попадает ею в люстру, которая начинает раскачиваться. Мама, рассердившись, ставит ее в угол. Старший брат поднимается с дивана и встает рядом с сестрой.

– Почему ты встал в угол? Ведь я тебя не наказывала, – спрашивает мама.

– Так будет справедливо, – ответил серьезно старший сын. – Ведь это я придумал кидаться подушкой.

Мама растрогано улыбается и прощает обоих.

«Я вежливый». Дети сидят на стульях. Входит ребенок и вежливо здоровается с каждым сидящим (дети по очереди играют роль вежливого ребенка).

«Пес, который жадничал». Ведущий читает стихотворение В. Квитка.

Жадный пес дров принес,

Воды наносил, тесто замесил, Пирогов напек, спрятал в уголок, И съел сам – гам, гам, гам!

Затем один ребенок имитирует действия, о которых говорится в стихотворении.

«Чего не хватает». Вниманию детей предлагаются карточки с изображением предметов, на которых надо найти недостающие детали.

Карточки: девочка без рта, гребень без зубчика, лиса без уха, ботинок без шнурка, кошка без усов стол без ножки, ножницы без винта, пиджак без петель, рыба без спинного плавника.

«Любопытство». Дети представляют, что по улице идет женщина и несет в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирает. Ребенку очень хочется узнать, что лежит в сумке? Женщина идет быстро и не замечает малыша. Ребенок прямо-таки вьется около прохожего: то с одной стороны подбежит, то с другой и, вытягивая шею, заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг женщина остановилась, положила сумку на землю, а сама идет в телефонную будку. Ребенок присаживается на корточки около сумки, слегка приоткрывает молнию и заглядывает внутрь сумки. Там лежат всего-навсего две обыкновенные ракетки. Ребенок разочарованно машет рукой, встает и, не спеша, идет к своему дому.

«Ласковый котенок». Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один – котенок, второй – его хозяин. Ребенок с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает свою любовь к хозяину тем, что трется головой о его руки.

«Львы и мышки». Ведущий детям представить себя мышкамитрусишками. «Скажите, когда мышка чувствует опасность, что она делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает ушки, вся сжимается, старается стать незаметной, хвостик и лапки у нее трясутся». Дети показывают. «Покажите, что делают мышки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе и прячутся. «А что делают мышки, если видят кошку?» «А теперь мы с вами будем львами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят львы. А что делают львы, когда видят человека? Они боятся его?» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного льва. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

«Добрые слова». Участники садятся в круг и по очереди говорят что-то приятное о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит. Аналог – говорят друг другу добрые пожелания.

«Какой Я». Для данной игры необходимы 3 листа бумаги, цветные карандаши. Детям предлагается нарисовать себя трижды: как раньше, как сейчас и как будет. Затем рисунки обсуждаются: в чем их разница, что необходимо, чтобы стать таким, каким хочется, что для этого нужно.

«Похвала». Дети сидят на стульчики. Ведущий просит каждого сказать о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»). Молодцы! Теперь каждый по очереди скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит.

Затем дети встают в круг и говорят хором «Мы очень хорошие!» – сначала шепотом, потом обычным голосом и очень громко.

«Я победитель». Стулья по кругу. Стульев на один меньше, чем участников игры. Все бегают вокруг стульев, пока ведущий не хлопнет в ладоши. Как только это произошла, нужно успеть занять стул. Участник, оставшийся без стула, выходит из игры. При этом он должен издавать звуки, имитируя какое-нибудь животное (гав-гав, ква-ква, иго-го и т. д.). Оставшиеся участники опять должны по сигналу ведущего успеть занять стулья, которых опять на один меньше, чем участников. Игра продолжается, пока не останется один победитель. Он залезает на стул и кричит: «Ура победителю!», а все остальные его поддерживают.

«Что не так». Воспитатель достает куклу Петрушку. Петрушка обращается к детям:

- Здравствуйте, ребята! Что я вам расскажу. Иду я вчера по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит Медведь, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» и рога уже наставил, я испугался и убежал.

Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу гриб! На дереве растет, среди листочков зеленых спрятался. Я лег на землю и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, нога на ногу закинула и бутерброд жует. Я подошел, а она прыг в воду и бежать.

Дети должны рассказать, что было неправильно в рассказе.

«Мое имя». Ведущий задает вопросы; дети по очереди дают ответы.

- Тебе нравится твое имя?

- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает то, которое ему понравилось.

Ведущий объясняет: «Известно ли вам, что «имена растут вместе с людьми?» Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Елизавета, София».

«Кто так говорит?» Задание направлено на выявление уровня слухового внимания и фонематического восприятия речевых сигналов, а также общего характера непроизвольных движений губ при речевых реакциях в игровой ситуации. Оборудование: ширма, несколько игрушек, резко отличающихся друг от друга по «голосам» (петушок, собачка, кошка).

Ведущий просит ребенка показать (или назвать, кто поет за ширмой. Если ребенок активно включается в задание, можно посмотреть, насколько легко он запоминает «новые голоса» (лошадка, козочка, мышки).

«Клубок». Дети садятся в кругу и передают клубок ниток, сопровождая высказываниями о том, что чувствует тот, кто держит клубок, что хочет для себя и что может пожелать другим. Когда клубок возвращается, участники натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

«Мое настроение». Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? В конце обобщается – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое.

«В гостях у сказки». Воспитатель говорит детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои разных сказок. Далее он сообщает: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы, что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Белоснежку, Дюймовочку, Чиполлино, Незнайку. Выберите любой персонаж и изобразите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».

«Настроение». Дети по очереди предлагают способы, как можно повысить настроение. Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.

«Капитан». Ведущий объясняет: «Сейчас мы будем плавать на кораблике. Попрощатесь с мамами. Поцелуйте их. (Поцелуй.) Помашите мамам ручкой. (Жест «пока-пока».) Вот ваш кораблик. Подуйте («трубочка») – и кораблик поплывет. Кораблик причалил к берегу. Здравствуй, мама! (Жест приветствия.) Улыбнитесь мамам. (Улыбка.).

В процессе игры воспитатель должен стремиться вызвать интерес с помощью использования наглядных пособий, предлагая практические действия с предметами, активизировать детей к наблюдениям окружающей действительности, установлению связи между личным опытом детей и речевым материалом, стимулировать детей к припоминанию увиденного, к передаче своих впечатлений.

Развитие адекватного уровня самооценки в процессе общения с ребенком осуществляется постоянно. Воспитателям и родителям необходимо придерживаться тактики позитивного оценивания ребенка. Это способствует положительной оценке дошкольником самого себя и мобилизует силы ребенка.

Основные тактики положительного оценивания ребенка дошкольного возраста это позитивная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения; анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения; обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых форм поведения в каждом конкретном случае; выражение уверенности в том, что у него все получится.

В процессе общения ребенок должен постоянно получать обратную связь. Позитивная обратная связь сообщает ребенку о том, что его действия правильны и полезны. Таким образом, ребенок убеждается в своей компетентности и достоинствах.

Публикации по теме:

Развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Возрастные особенности В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия В процессе игры роли.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста В последнее время школа стала наиболее требовательна к умственному развитию ребенка, быстрого перехода с детского мышления на более высокую.

Речевое развитие детей дошкольного возраста Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Подготовила: учитель-логопед Анашкина Т. Г. На сегодняшний день образная,.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для.

Развитие общения и самооценки у детей старшего дошкольного возраста Государственное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкий педагогический колледж» Отделение заочного обучения Специальность.

Методическая разработка «Развитие самооценки у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Пояснительная записка Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует.

Развитие самооценки у детей дошкольного возраста с ОВЗ (продолжение) Основная часть. «Дракон кусает свой хвост». Звучит веселая музыка. Дети встают в цепочку и крепко держатся друг за друга за плечи. Первый.

Развитие речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) Конспект на тему: Развитие речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) Введение Проблема владения языком издавна привлекала внимание.

Речевое развитие детей дошкольного возраста Дошкольное образование – главный этап в развитии ребёнка. В дошкольном возрасте малыш учится учиться, что так будет ему потом необходимо.

Социальное развитие детей дошкольного возраста В настоящее время задачи социального развития детей решаются дошкольной педагогикой через осознание взаимосвязи их психических особенностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие самооценки у детей дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 8 ноября 2019 в 15:20
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие самооценки у детей дошкольного возраста с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Галина Молчанова (УИ 1012634) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД