Папки-передвижки

Методическая разработка «Развитие самооценки у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Юлия Махаева
Методическая разработка «Развитие самооценки у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Публикация «Методическая разработка „Развитие самооценки у детей дошкольного возраста с ОВЗ“» размещена в разделах

Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Одна из важных проблем в процессе воспитания дошкольников с

ОВЗ - формирование у них самооценки. Известный отечественный педагог Г. А. Урунтаева считает, что основной путь влияния взрослых (в т. ч. и педагогов) на развитие самооценки детей - организация усвоения моральных норм под влиянием образцов и правил поведения, при этом образцами поведения для детей служат сами взрослые - их поступки, взаимоотношения.

Самооценка – это одно из основных новообразований дошкольного возраста, важное звено мотивационно - потребностной сферы личности ребенка, которое формируется только при условии, когда ребенок не только объект, но и субъект оценочной деятельности. Являясь одним из важнейших компонентов Я - концепции личности, самооценка активно формируется в детстве и развивается в течение всей жизни и выступает непременным условием осуществления эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром и оказывает глубокое воздействие на процессы мышления, эмоции, желания, ценности и цели.

На протяжении ряда лет предметом многочисленных исследований в области психологии детей с отклонениями в развитии были развитие и коррекция их познавательной деятельности. Задачи целенаправленного личностного развития детей с ОВЗ были отнесены на второй план. Под влиянием новых ценностных ориентаций общества и государства, а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмысления роли и места личностного, социального развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

В работах посвященных изучению личностного развития дошкольников с ОВЗ, выявлены существенные особенности становления их самосознания :

1. Возможность идентификации с образами прошлого, настоящего, будущего, сопряженная с трудностями установления идентификационной последовательности.

2. Отсутствие мотивирующих представлений об образе будущего, что затрудняет в последующем школьную адаптацию.

3. Недостаточная сформированность саморегуляции познавательной деятельности.

4. Низкий уровень поведенческой саморегуляции.

5. Нарушение в формировании самооценки.

6. Деформированное становление «образа – я».

Таким образом, указанные особенности показывают необходимость специальной работы над появлением тех личностных новообразований, которые у нормально развивающегося ребенка возникают спонтанно.

Во-первых, у детей с ОВЗ дошкольного возраста можно выявить следующие особенности самооценки :

• неадекватность;

• заниженность;

• недостаточная аргументированность.

Во-вторых, эффективность коррекционной работы по развитию адекватной самооценки у дошкольников с ОВЗ определяется соблюдением следующих условий:

• создание у детей чувства безопасности и дозволенности в системе отношений на занятиях, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства;

• игровая форма проводимых занятий, что вызывает у детей живой интерес;

• использование разнообразных методов коррекционной работы;

• систематичность и последовательность занятий.

Я пришла к выводу о том, что зачастую в самооценке детей с ОВЗ преобладает завышенный уровень, при этом для ребенка приоритетное значение имеет оценка педагога. Завышение самооценки обусловлено возрастным доминированием эмоционального, эгоцентрического компонента в ее структуре.

Обращает на себя внимание тот факт, что у дошкольников с ОВЗ во многих случаях самооценка неаргументирована, дети затрудняются в выборе своих качественных характеристик, отсутствует мотивировка самооценки. Кроме того, отмечается недостаточная ее дифференцированность.

Поэтому моей целью явилось развитие самооценки у старших дошкольников с ОВЗ.

Я выделила особенности ее развития в ходе коррекционно – развивающих занятий :

- ориентация в работе на развитие адекватной самооценки;

- ориентация на аргументацию своей оценочной позиции;

- ориентация на эмоционально – положительную направленность;

- создание ситуации успеха.

Мною были поставлены задачи:

1. Составить и апробировать комплекс занятий по развитию самооценки у дошкольников старшей группы с задержкой психического развития.

2. Выявить эффективность составленного мною комплекса занятий.

Содержание

Для реализации поставленной цели мною был разработан комплекс коррекционно-развивающих занятий.

Мои занятия строились на следующих психолого-педагогических принципах:

1. Деятельностный принцип, определяющий выбор средств и способов достижения цели, при его планировании организуется активная деятельность участников в процессе ее осуществления.

2. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

3. Уважение к ребенку, процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью.

4. Комплексный подход к обучению и воспитанию.

5. Систематичность и последовательность в работе и изложении материала.

6. Вариативность занятий.

7. Использование наглядности, которая служит источником новых знаний и участвует в формировании представлений об окружающем мире.

8. Опора на предыдущий опыт и знания ребенка.

Данный комплекс включает в себя 16 коррекционно-развивающих занятий.

Каждое занятие имеет определенную структуру: вводную, основную и заключительную части, в которые были включены специальные упражнения развивающего и творческого характера – музыкальные, изобразительные, речевые. Основой же всех занятий стали игры, так как я считаю, что занятия, построенные с использованием коррекционно-развивающих и творческих заданий, игр или игровых ситуаций являются эффективным средством воспитания и обучения.

В занятиях присутствуют и сказкотерапевтические приемы. По- моему мнению, сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой – основной деятельностью в дошкольном возрасте. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами, такими как страхи, застенчивость, научиться общаться с другими детьми, выразить свои мысли и чувства.

Среди детей встречаются и тревожные, с низкой самооценкой, замкнутые. Я решила, что для таких детей обязательным будет проведение игр и упражнений, которые помогут им узнать много нового и приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». Игры и упражнения такого содержания так же входят в мои занятия.

Целью всего комплекса занятий было развитие адекватной самооценки детей. Для того чтобы это удалось, я использовала игры на установления эмоционального контакта между детьми, возникновение чувства «нам хорошо вместе», воспитание у детей доверительного отношения друг к другу, развития у ребят творческого воображения. Очень полезными я сочла и упражнения на релаксацию.

Приложение

Занятие 1.

Задачи:

1. Преодоление барьеров, снятие напряжения в общении;

2. Установление эмоциональных контактов между детьми, возникновение чувства «нам хорошо вместе»;

3. Воспитание у детей доверительного отношения друг к другу.

Вводная часть.

Упражнение «Снежный ком». Ведущий называет свое имя. Следующий участник (по часовой стрелке) повторяет имя ведущего и добавляет к нему свое, третий- имена двух предыдущих участников и свое и так далее. «Снежный ком» катится, обрастая все новыми именами. Последний должен назвать имена всех присутствующих и свое собственное.

Упражнение «Знакомство». Все дети становятся в круг парами, образуя внутренний и внешний круг. Затем поворачиваются лицом друг к другу, подают правую руку и знакомятся. После этого дети поворачиваются друг к другу левым плечом и под музыку бегут каждый круг в свою сторону. Музыка останавливается, и каждый знакомится с тем, напротив кого он оказался. Снова все под музыку бегут в свои стороны, но каждый раз, встречаясь с тем, с кем познакомились, приветствуют их, высоко подняв правую руку.

Основная часть.

Игра "Гусеница". Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. "Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего ребенка. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту". (Обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы").

Заключительная часть.

Релаксация «Волшебство леса». Дети ложатся на ковер «солнышком», слушая музыку, расслабляются, отдыхают.

Занятие 2.

Задачи:

1. Преодоление барьеров, снятие напряжения в общении;

2. Установление эмоциональных контактов между детьми, возникновение чувства «нам хорошо вместе»;

3. Помочь детям сблизиться, создать тяготение друг к другу;

4. Способствовать повышению самооценки.

Вводная часть.

Упражнение «Хоровое знакомство». Каждый участник называет свое имя по кругу. Затем ведущий указывает на кого-либо, и все хором произносят его имя. Так повторяется несколько раз.

Упражнение «Мне нравится, как меня зовут…». Ведущий бросает каждому участнику мяч 3 раза: первый раз просит назвать свое имя, второй- как ему нравится, чтобы его называли, третий- как не нравится. Можно ограничиться первым и вторым вариантом.

Основная часть.

Упражнение «Конверт откровений». Дети сидят в кругу, ведущий достает конверт, в котором находятся вопросы и предлагает ответить на них всем детям по очереди, начинает сам ведущий.

Примерные вопросы:

Если бы ты мог перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это?

Если бы ты мог на недельку поменяться местами с кем-либо, то кого бы ты выбрал? Почему?

Если бы добрая фея пожелала выполнить три твоих желания, то что бы ты пожелал?

"Зайки и слоники"

"Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т. д. Дети показывают. "Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?" Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. "А что делают зайки, если видят волка?. " Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. "А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра. " Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

Заключительная часть.

Релаксация «Волшебный сон». Дети ложатся на пол, руки вдоль тела, глаза закрыты. Взрослый дает следующую установку: «Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все слышать и чувствовать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока «не проснетесь». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Пусть каждому приснится хороший, добрый сон».

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко…

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают…

Шея не напряжена,

А расслаблена…

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется…

Напряженье улетело…

И расслаблено все тело

Будто мы лежим на травке…

На зеленой, мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Ноги теплые у нас,

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

Занятие 3.

Задачи:

1. Установление эмоциональных контактов между детьми, возникновение чувства «нам хорошо вместе»;

2. Воспитание у детей доверительного отношения друг к другу.

Вводная часть.

Упражнение «Атомы и молекулы». Ведущий объявляет детям, что они- атомы и находятся в хаотичном движении. Все, кружась, можно под музыку, движутся по площадке. По сигналу ведущего и его команде: «Объединимся в молекулы из двух атомов» - дети бросаются друг к другу, стремясь скорее образовать пары. Затем молекулы снова разрушаются, и движение атомов продолжается. Снова раздается команда ведущего и называется уже другое количество атомов. И так продолжается до тех пор, пока все не объединятся в одну большую молекулу.

Основная часть.

Упражнение «Закончи предложение».Дети сидят по кругу, вместе с ведущим. Он начинает предложения, которые все по очереди заканчивают:

Больше всего в себе мне нравится…

Я хотел бы стать…

Моя любимая игра- это…

Мне грустно, когда…

Мне радостно, когда…

Упражнение «Комплименты». Все встают в круг. Ведущий берет в руки мяч и бросает его тому, для кого у него припасены комплименты. Тот, у кого оказывается мяч, бросает его следующему, также с комплиментами. Лучше, чтобы дети не повторялись. Необходимо, чтобы мяч побывал в руках у всех детей.

Заключительная часть.

Релаксация «На морском берегу». Дети лежат на спине и, закрыв глаза, слушают музыку, расслабляясь под ее звуки. Детям предлагается представить, что они лежат на берегу моря и слушают шум волн, крики чаек.

Занятие 4.

Задачи:

1. Установление эмоциональных контактов между детьми, возникновение чувства «нам хорошо вместе»;

2. Развитие у детей творческого воображения, умения передавать воображаемые образы, предметы

3. Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

Вводная часть.

Игровое упражнение «Воздушные шарики». Детям раздаются воздушные шарики, предлагается поиграть с ними, при этом обращается внимание на их легкость, затем упражнение повторяется только с воображаемыми шариками.

Основная часть.

Игровое упражнение «Котик выздоровел, котик заболел». Педагог рассказывает детям рассказ о девочке, у которой был веселый котенок, но однажды он заболел, лежал грустный на коврике и не играл с девочкой. Маленькая хозяйка лечила котенка, он поправился, стал веселым и опять играл с нею. Детям предлагается по очереди передать состояние котика - печального, больного и веселого, здорового.

"Иголка и нитка" Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку он играет роль иголки, а все другие дети- роль нитки. "Иголка" бегает между стульями, а "нитка" (группа детей друг за другом) — за ней.

Примечание. Если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то предложите роль "иголки" ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.

"Волшебный стул".В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек, причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

Заключительная часть.

Упражнение на расслабление «Жираф». Детям предлагается закрыть глаза, сделать вдох и расслабиться. Положить подбородок на грудь. Повернуть подбородок направо, затем налево. Повторить это три раза. Затем повращать шеей, приподнять плечи. Затем опустить их. Повторить это три раза. Затем поднять каждое плечо несколько раз. Снова сесть удобно и прямо.

Ребята должны почувствовать, как расслабилась шея, как она удлинилась. Дети представляют себя жирафами.

Занятие 5.

Задачи:

1. Снятие напряжения в общении;

2. Установление эмоциональных контактов между детьми;

3. Развитие коммуникабельных способностей;

4. Воспитание уважительного отношения к миру и людям.

Вводная часть.

Упражнение «Комплимент». Каждый ребенок по очереди говорит соседу справа что-нибудь хорошее, какой-нибудь комплимент. А тот, к кому обратятся, в ответ скажет: «Спасибо, я тоже думаю, что я…» (повторит сказанное ему, а затем подкрепит еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я…». Дети стоят в кругу.

Основная часть.

Упражнение «Пирамида любви». Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то любит или кого-то любит, всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, свой дом, свой город. Расскажите и вы, кого и что любите (рассказы детей). А сейчас, давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокаяпотому, что мы любим и нас любят!

«Поссорились два петушка»

Звучит веселая музыка. Дети двигаются по типу "броуновского движения" и слегка толкаются плечами.

Примечание. Не разрешается, чтобы удары детей были слишком сильными и болезненными. Дети обязательно должны играть "по правде" и одновременно держать символизм игры ("понарошку").

«Волшебные слова». Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, активизировать в речи детей ласковые, нежные слова.

Один ребенок садиться в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нем ласковые слова, комплименты, по очереди. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

Заключительная часть.

Релаксация «Мороженое»

— Я знаю, что все вы любите мороженое. А теперь вообразите, что вы побывали в гостях у Снежной королевы. Замерзли и сами стали похожи на мороженое. Тело, руки, ноги, голова скованы холодом. Брр.

Но вот пришел добрый волшебник и сказал: "Закройте глаза! Положите руки на колени. Вам удобно, вам ничто не мешает. Сейчас начнем оттаивать. Согреваются и оттаивают пальчики ног, согреваются и оттаивают ступни, согреваются и расслабляются колени. Тепло идет от пальчиков ног вверх, ноги теплые, они расслабляются. Согреваются пальчики рук. Пальцы расслабляются. Согреваются и расслабляются ладони. Согреваются и расслабляются кисти рук. Тепло от кистей идет к локоткам. От локотков тепло идет к плечам. Руки теплые, руки расслабились.

Нам тепло. Тепло идет по всему телу, от живота поднимается к груди, шее. голове. Лицу жарко, лицо расслабилось, рот приоткрылся, голова повисла". Растаяло мороженое, растеклось сладкой лужицей по полу. А теперь потянитесь вперед плечиками, откройте глаза!

Занятие 6.

Задачи:

1. Преодоление барьеров, снятие напряжения в общении и игре;

2. Установление эмоциональных контактов между детьми, возникновение чувства «нам хорошо вместе»;

3. Воспитание у детей доверительного отношения друг к другу.

Вводная часть.

Упражнение «Жемчужина».

— Сегодня мы поиграем в ловцов жемчуга. Жемчужина живет в раковинке. Раковинка — это ваш кулачок. А жемчужинами будут вот эти бусинки. Ловцу жемчуга нужно будет достать жемчужинку,которую вы крепко зажмете в кулачке. Но раковинка не хочет расставаться с жемчужинкой и не дает ловцу жемчуга разжать кулачок. Все понятно?А теперь сядьте друг против друга. Одни будут раковинками, а другие — ловцами жемчуга. Раковинки кладут руки на стол до локтя ладошкой вверх. Я кладу в нее жемчужину, и створка раковинки закрывается. По сигналу гонга ловцы начинают раскрывать раковинку, чтобы достать жемчужину. Надо делать так, чтобы товарищу не было больно. Когда прозвучит второй сигнал, нужно прекратить доставать жемчужину. Приготовились (гонг). 30 секунд. Дети пытаются разжать кулачок товарища (гонг). Закончили. Кому удалось достать жемчужину? А теперь поменяемся местами (гонг). 30 секунд (гонг). Кому удалось достать жемчужину?Скажите, дети, а что было труднее: доставать или удерживать жемчужину? (продолжение в следующей публикации)

Публикации по теме:

Методическая разработка. Консультация для родителей «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей. Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста Принято считать, что после трех лет речь ребенка.

Методическая разработка альбома для детей дошкольного возраста «Гав-досье»Методическая разработка альбома для детей дошкольного возраста «Гав-досье» Методическая разработка для детей дошкольного возраста. Альбом: «Гав-досье!» На создание этого альбома меня натолкнули детские журналы «Саша.

Методические рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Методическая разработка для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Цель: Дать представление о взаимосвязи развития.

Методическая разработка игры «Разноцветные платочки» для детей дошкольного возрастаМетодическая разработка игры «Разноцветные платочки» для детей дошкольного возраста Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на.

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста Тема: «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА СВЁКЛА 1. Цель занятия: Развитие фонематического слуха у детей. 2. Задачи: • Образовательные: учить проведению.

Методическая разработка проекта  «Мой город» для детей старшего и дошкольного возраста Прохорова Олеся Викторовна, педагог первой категории, педагог дополнительного образования (эколог) Проект «Мой город» для детей старшего.

Методическая разработка «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой.

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Методическая разработка «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством Лего-конструирования»Методическая разработка «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством Лего-конструирования» Методическая разработка «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством Лего - конструирования «Конструируя,.

Методическая разработка театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста «Репка» Методическая разработка театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Репка» для детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Развитие самооценки у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Опубликовано: 13 мая 2019 в 11:51
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Развитие самооценки у детей дошкольного возраста с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Махаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД