Марина Быкасова
Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста.
В основе ФГОС лежит принцип развития познавательной деятельности детей. Стандарт предполагает решение следующих задач: - развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности;
- развитие их любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательной деятельности, развитие творческой активности.
Публикация «Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Также в Стандарте указывается на необходимость становления самостоятельности детей, их целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Старший дошкольник уже способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В образовании ставится задача по реализации метапредметного рефлексивного обучения. Чтобы реализовать эти задачи, педагог должен сам владеть рефлексивными умениями. Это должно стать его профессиональной компетентностью. Чтобы реализовать современные требования к дошкольному образованию, педагогу надо знать особенности психического развития детей, их половые, гендерные и индивидуальные особенности. Важным психологическим условием, побуждающим детей к рефлексии, является поддержка педагога: его неторопливость в ожидании ответа ребенка, открытость к разным точкам зрения, приветливость, положительно-эмоциональное отношение и оценка, вселяющая в ребенка уверенность в своих возможностях.
Большое внимание уделяется поддержке индивидуальности и инициативности детей, умению принимать решения в различных ситуациях, выражению собственных мыслей и чувств. Исходя из этого, у педагогов-практиков возникла необходимость поиска новых методов и средств развития осознанной активности у детей дошкольного возраста, формирования способности к анализу собственной деятельности. Одним из таких методов является рефлексия. Основные требования, которые предъявляются к педагогам ДОУ, это организация ими образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, демонстрирующей профессионально грамотное и правильное окончание занятия, с применением приемов рефлексивной оценки.
Рефлексия – это умение осмысливать и анализировать свое собственное внутреннее состояние. Развитие навыков рефлексивной деятельности у детей дошкольного возраста целесообразно начинать со второй младшей группы, то есть с детьми четвертого года жизни.
В теоретической литературе выделяют несколько видов классификаций рефлексии. Применительно к ДОУ целесообразнее и приемлемее следующая классификация:
Рефлексия содержания учебного занятия – направлена на выявление уровня понимания и усвоения детьми того материала, который был представлен педагогом. Посредством данного вида рефлексии педагог устанавливает логические связи между приобретенными знаниями и умениями их использовать в практической деятельности.
Рефлексия педагогической деятельности – предоставляет возможности осмыслить приемы и способы работы, используемые педагогом ДОУ при организации учебных занятий. При проведении данного вида рефлексии педагог обучает детей осмысленному контролю и планированию своего мышления, своих действий, и осуществлению оценке их правильности. Оценивать необходимо только те правила действий, которые знакомы и понятны ребенку.
Рефлексия эмоционального состояния и настроения – осуществляется оценка настроения и отношения воспитанников в начале и конце учебного занятия. Вначале учебного занятия рефлексия помогает выявить эмоциональный настрой детей на занятие, в конце – выявляется удовлетворенность от его проведения.
Применительно к детям дошкольного возраста допускается индивидуальная, групповая и коллективная форма рефлексии.
Каждой форме соответствуют определенные методы и приемы организации.
Рефлексия содержания (используется со средней возрастной группы ДОУ). Наиболее эффективным приемом является прием незаконченного предложения, поговорки, пословицы или афоризма. Используется рефлексия достижения педагогической цели посредством использования «линейки знаний» и «оценки приращения» знаний. Ребенку предлагается продолжить высказывания «Я не знал… - теперь я знаю…».
Данный рефлексивный прием используется педагогом в конце учебного занятия, с целью подведения итогов, обсуждения того, кто и что узнал нового, как работал каждый ребенок, какой вклад был внесен и т. д. В процессе рефлексии дети осуществляют анализ своей деятельности и активности во время занятия.
Рефлексия деятельности (используется со средней возрастной группы ДОУ). Данный вид рефлексии организуется в конце занятия. Дети совместно с педагогом или между собой обсуждают и анализируют проведенное занятие, что им понравилось больше всего, а что было не понятно. Педагог фиксирует ответы детей, для того чтобы в дальнейшем планировать учебные занятия с учетом отрицательных моментов.
Рефлексия эмоционального состояния и настроения (используется, начиная с младшей возрастной группы ДОУ). Учитывая возрастные особенности детей, для проведения рефлексии, педагогом используются различного рода наглядности (карточки со смайликами, цветовые карточки и т. д.).
Рефлексия проводится в конце учебного занятия, педагог предлагает детям оценить свое настроение во время совместной деятельности путем выбора карточки с изображением. Важно не просто
показать карточку, но и постараться добиться от ребенка ответа, почему он выбрал именно ее. Особенно это важно в том случае, если ребенок выбирает отрицательную эмоцию.
Как показывает педагогическая практика, изначально все дети выбирают положительные эмоции, но если ввести рефлексию в систему, то в дальнейшем они будут подходить к выбору эмоции более осознанно, смогут обосновать и объяснить свой выбор.
После того как детьми буду освоены два маркера (отрицательный и положительный, педагог может переходить к расширению эмоционального спектра. К старшему дошкольному возрасту необходимо добиться того, чтобы дети свободно владели 4-5 эмоциональными маркерами. Целесообразными являются следующие эмоциональные маркеры, которыми дети должны овладеть к старшей группе:
• радостный,
• улыбающийся,
• задумчивый,
• грустный,
• слезливый,
• сердитый.
Важным ресурсом стимулирования у дошкольников рефлексивной активности может любая творческая деятельность. Важно, чтобы она завершалась обсуждением его результатов, чувств, которые возникли у детей. Постепенно можно перейти к анализу и обсуждению изменений, которые уловили в себе и своих товарищах дети, включенные в какой-либо творческий контекст.
Еще одним важным средством стимулирования рефлексивной активности детей с ранних этапов онтогенеза является помещение ребенка в богатое стимульное пространство.
Так, в семье необходимо принятие любознательности ребенка, его поисковой, исследовательской активности, экспериментирование с предметами, окружающим пространством.
Еще одним важнейшим средством формирования рефлективности ребенка являются деятельности, связанные с рассуждениями, размышлениями, обсуждениями (дискуссии, задания на завершение сюжета и др.)
Таким образом, рефлексия в ДОУ имеет тройную направленность: на действие, на содержание и на эмоциональное состояние. Иные виды рефлексии для детей дошкольного возраста не приемлемы, так как они не понятны им в силу возраста.
Литература
1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Развитие у дошкольников способностей к рефлексии. Учебно-методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2015. -144 с.
2. Цилинский В. С. Закономерности формирования рефлексивных умений и навыков на разных этапах возрастного развития человека //Молодой ученый. -2015. - №22. - С. 913 – 917.
3. Бизяева А. А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия [Текст] /А. А. Бизяева. - Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. - 216 с.
4. Качалова Л. П. Рефлексия как педагогический феномен. Педагогическая рефлексия // Актуальные проблемы современного образования [Текст] /Л. П. Качалова. - Шадринск, 2006. - С. 12-15.