Юлия Чурсина
«Путешествие по сказкам». Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием квест-игры в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему :
«По дорогам сказок» в старшей группе с использованием квест-игры
Воспитатель: Чурсина Ю. И.
Цель: формирование эмоционального отношения к сказкам.
Задачи:
Образовательные:
Темочки:
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки. Квест игры по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам. Подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде; активизировать и расширить словарный запас. Закрепить название сказок.
Развивающие :
Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения. Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. Развивать связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательность.
Оборудование: Конверты с заданиями, волшебная палочка, герои сказок, домики, конверт с загадками, письмо от бабы яги, метла: карточки с изображением героев сказки, карточки с загадками, стрелка красная, елки, деревья.
Планируемые результаты:
1. Умение решать интеллектуальные и личностные задачи;
2. Расширение и активизация словарного запаса, воображения, фантазии, мышления, умеют действовать согласованно.
3. Воспитание нравственных качеств; Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общениисо взрослыми и сверстниками.
Виды деятельности: игровая, словесно-логическая, самостоятельная.
Формы работы: индивидуальная, подгрупповая, коллективная.
Предварительная работа: Чтение русских народных и авторских сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры драматизации.
Ход занятия:
(Проводится координационно-ритмическая игра в начале занятия для концентрации внимания детей).
Приветствие: «Доброе утро»
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! «друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: ребята давайте улыбнемся нашими гостями и поздороваемся. ДОБРОЕ УТРО!
А чтобы нас сегодня услышали, нужно говорить четко, внятно и понятно.
Проводится логопедическая чистоговорка:
Са – са – са – рыжая лиса
Су – су - су – живет лиса в лесу
Сы – сы – сы – хвост пушистый у лисы
Все – все – все – знают сказки о лисе.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята вы с самого раннего детства слышали сказки. Пока вы еще маленькие, вам рассказывают сказки мамы, папы, бабушки, дедушки, а в детском саду мы вам читаем. А потом, когда вы пойдете в школу, то сами научитесь их читать.
Читая сказки, мы попадаем в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
Воспитатель: а хотите сегодня попасть в сказочное путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: а давайте мы с вами найдем у нас в группе книжку со сказкой и почитаем её.
(Дети ищут, найти не могут)
А где же наши книги, куда они пропали?
(Ответы детей).
На полке, где должны лежать книги, лежит конверт.
Ой, подождите- ка, ребятки. Здесь какой-то красивый конверт, а кто его принес, я не знаю. Давайте вместе откроем и узнаем, что это за письмо и от кого оно.
(открываю конверт и читают письмо)
«Ребята, мы попали в беду. Вчера вечером вы не убрали нас по своим местам, раскидали нас по всей группе, а ночью прилетала Баба-Яга и разнесла нас по самым глухим местам: болотам, чащам и дремучим лесам. Как выбраться из этой беды мы не знаем, что же нам делать? Помогите нам, пожалуйста, снова вернуться к вам.
Ваши сказки».
Воспитатель: Ребята, как вы, думаете мы будем выручать сказки из беды?
(ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята, конечно мы поможем сказкам, выручим их из беды. Но только, как мы это сделаем, как вы думаете?
(ответы детей)
Воспитатель: Конечно, мы с вами отправимся на поиски сказок в волшебный лес. Воспитатель: Наше путешествие пройдёт в форме квест – игры.
Воспитатель: Готовы? (Да)
Я вам предлагаю крепко - крепко закрыть глазки, я буду произносить волшебные слова, а вы тем временем представляйте, что мы попали с вами в волшебный сказочный лес.
Воспитатель: в руки палочку возьму, волшебство я призову, чудо в гости к нам придёт, в лес дремучий унесёт?
Воспитатель: Ой, ребята, где это мы с вами оказались?
(ответы детей)- (сказочный лес.)
Воспитатель: Что же это там я вижу, посмотрите же скорей, ребята.
На елочке какое-то письмо. - А от кого письмо? Давайте посмотрим.
А письмо это от «Бабы-Яги»
«Чтобы вы смогли помочь вашим сказкам попасть в группу, я предлагаю вам выполнить задания, если справитесь, отпущу сказки, если нет - останутся сказки в дремучем лесу, и вы вместе с ними»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы справимся с этими заданиями?
Дети: (да)
Вот и первое задание. (Открывает конверт и читает задание) :
«Если вы правильно выполните задание, то увидите красную стрелку, которая укажет путь к следующему заданию
Задание 1: Ребята, Баба-Яга просит нас «Назовите из какой сказки эти слова».
В: сначала внимательно послушайте, а потом, назовите сказку и главного героя!
1. «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
(Лиса из сказки «Заюшкина избушка)
2. «У меня не усы, а усищи, не лапы л пищи, не зубы,
а з бищи — я никого не боюсь!»
(Заяц из сказки «Заяц-хваста»)
3. Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
— Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только:
По щучьему веленью, по-моему, хотенью.
(Щука из сказки «По щучьему веленью»)
4. Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался.
«Сивка-бурка»
(Иван из сказки «Сивка-Бурка»)
5. Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей.
(Царевна-лягушка)
Или «Собери сказку».
предлагаем детям собрать картинки к трём сказкам : «Теремок», «Лиса и заяц», «Маша и медведь» в нужной последовательности (с развивающим сюжетом) и назвать сказку (Ответы детей)
(Красная стрелка - указатель)
Воспитатель: Ай, да молодцы, справились. Стрелка указывает прямо, значит идем прямо. Дети находят еще один конверт, около пенька. Открывают и внутри задание.
-Воспитатель: Молодцы, ребята. Отправляемся дальше? (Да)
Задание 2: Отгадайте «Сказочные загадки» и увидите стрелку: (читает загадки, дети отгадывают названия сказок, если правильно, то появляются иллюстрации – отгадки).
Загадки:
1. Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка чуть больше ноготка
В скорлупе ореха девочка спала
Какая же девочка в цветке жила? (Дюймовочка).
2. Колотил да колотил
По тарелке носом
Ничего не проглотил
И остался с носом. («Лиса и журавль»).
3. У всех женушки, как жены,
У него лягушка
Но в итоге будет рад этому Ванюша. («Царевна – лягушка»).
4. О жадной старухе рассказ наш пойдет.
А жадность, ребята к добру не ведет
И кончится дело все тем же корытом
Не новым, а старым, конечно разбитым. (Сказка о рыбаке и рыбке).
Воспитатель: Вот и стрелка появилась. Молодцы ребята, не зря вы сказки любите. Идем по стрелке.
Под елкой (на ковре около выхода из группы) дети находят конверт. Воспитатель читает задание.
Задание 3:
Воспитатель: Ребята, Баба Яга приготовила нам сложные вопросы. Послушайте внимательно.
1. Сказка «Гуси-лебеди»
Почему сказка называется «Гуси-лебеди»? Кому служили Гуси-лебеди? Кого девочка просила о помощи сначала, кого – потом? (Сначала печку, яблоню, речку).
2. Сказка «Кот, петух и лиса»
Воспитатель: Расскажите, как лисичка хотела забрать петушка. Что она ему говорила? Каким голоском?
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко-
Дам тебе горошка
И как лисе удалось схватить петушка? Кто спас его?
3. Сказка «Лиса и журавль»
Воспитатель: Кто главные герои? (лиса и журавль)
–Чем потчевала Лиса Журавля? (кашей)
потчевать – как можно сказать по-другому - Угощать
– Почему Журавль не смог съесть угощение (лиса положила кашу в тарелку и размазала ее по тарелке
Ему было не удобно есть кашу из тарелки длинным носом).
Как вы понимаете пословицу:
«Как аукнется, так и откликнется»
4. «Маша и медведь»
-Как Маша обманула медведя, чтобы вернуться к дедушке с бабушкой?
(Залезла в короб, а сверху на голову поставила миску с пирожками).
Или
1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
5 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
6 - Какую песенку пела лиса выманивая петушка из домика?
7 - Что говорил о себе заяц-хвастун?
8 - Что говорил медведь, неся короб с пирожками?
9 - Как Иванушка – дурачок звал волшебного коня?
(Хвалит за сообразительность и вручает пазл).
-Воспитатель: Молодцы. Справились.
Воспитатель: Посмотрите, стрелка появилась, значит, вы хорошо справились с заданием. Молодцы. Идём дальше по стрелочке. Дети видят, на тропинке лежит еще один конверт. Воспитатель читает задание.
4 задание: «Хочу увидеть и узнать, умеете ли вы играть?
Физминутка «Баба - Яга»
В лесу темном есть избушка (ходьба на месте)
Стоит задом наперед (повороты вправо, влево)
В той избушке есть старушка, (грозят пальцем)
Бабушка Яга живет (грозят пальцем другой руки)
Нос крючком, (показывают)
Глаза большие, (показывают очки)
Словно угольки горят (качают головой)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте)
Дыбом волосы торчат (руки вверх)
Воспитатель: Молодцы ребята. Замечательно справились с заданием.
Идут дальше по стрелке. Дети находят возле елки конверт. Воспитатель читает задание.
5. задание: «Назови сказку по схеме»
Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно на схему и скажите, как называется сказка. Сегодня мы с вами будем рассказывать сказку «Гуси – лебеди» с помощью схемы.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. А в конверте еще что – то есть. Давайте прочитаем.
Баба Яга: Молодцы ребятишки! Девчонки и мальчишки! Со всеми заданиями справились. Ладно, забирайте свои книжки со сказками, но, если вы не будите их беречь, снова заберу и никогда не отдам вам.
Дети идут по стрелкам в группу.
Воспитатель: Ну вот, ребята, выручили мы наши сказки из беды теперь,
можно возвращаться в детский сад.
Давайте мы с вами закроем крепко глазки, а я произнесу волшебные слова:
«Будем чудо в гости звать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Палочкой взмахнём своей,
Мы домой спешим скорей!»
Ну-ка за руки возьмитесь
Скоком - боком повернитесь
И все в группе очутитесь!
Воспитатель: Ну, вот мы и дома, в своём детском саду. Смотрите, ребята, что произошло у нас в группе?
(Ответы детей). Книги вернулись на свои места.
Рефлексия
Ребята, а где мы с вами сегодня были?
А для чего мы отправились в дремучий лес?
Что мы с вами там делали?
Вы испытывали трудности. Вам было трудно? Если да, то, что было трудного?
Воспитатель: Ребята, чтобы Баба Яга больше не забрала наши книги,
что же нужно делать?
Ответы детей: Беречь, заботиться, подклеивать, не бросать, аккуратно читать.
Воспитатель: На этом наше путешествие подходит к концу.