Аветян Сусанна Левоновна
Развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.
Публикация «Развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности» размещена в разделах
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
То есть, познавательно-исследовательская деятельность - это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир : предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Умывает руки - познает свойства воды, обедает - познает съедобное и несъедобное. Он знакомится с речевым понятием предметов, явлений. Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени - ранний и дошкольный возраст.
Именно познавательная активность является одним из основных средств формирования связной речи дошкольника.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Необходимо отметить, развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.
При рождении у ребенка заложены задатки речи. Главная задача взрослых и педагогов - правильно их развить. Ведь сформированная связная речь ребенка - залог будущего успешного развития личности. Что же означает это понятие? Связная речь - это умение формулировать и излагать свои мысли.
Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально - смысловому типу на описание (к примеру, собака - домашнее животное, у нее четыре лапы, хвост, она сторожит дом, повествование (вчера я ходил в музей, видел там разных птиц и животных, рассуждение (снег тает, потому что в комнате тепло) и смешанный вид, когда элементы описания (рассуждения) включаются в повествование (и наоборот).
В формировании связной речи - т. е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной - особенно отчетливо выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей.
Опыт работы доказывает, что познавательно-исследовательская деятельность доступна уже детям с младшего возраста. Они с удовольствием обследуют песок, глину, познают их свойства. Плещутся в воде, открывая её тайны, ловят ветерок, запускают самолётики и т. д. Превращают снег в воду, а воду - в разноцветные льдинки, пускают мыльные пузыри. С возрастом опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зёрнышки превращаются в муку? Как замесить тесто? Как поймать воздух? Почему осенью много луж? Круг явлений, с которыми экспериментирую дошкольники, расширяется.
Я считаю, чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно-следственные и другие отношения между предметами, явлениями. Например, песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что-либо сделать, а из мокрого можно лепить). А для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа (сыпучий материал, песчинка, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений: предлоги, согласованные окончания прилагательных и существительными и глаголами. (подул свежий ветер). Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться «шаги», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается). Например: Белочка - лесное животное. У нее есть голова, небольшое туловище, четыре лапы и пушистый хвост. Дом у нее в дупле дерева и т. д.
Важно отметить, что познавательная деятельность многогранна : здесь и образовательная деятельность, экскурсии, целевые прогулки, совместная (наблюдения, дидактические игры, беседы) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке).
К примеру, Кирилл Ш., любит играть конструктором. Он увлеченно создает постройки по собственному замыслу. В ходе игры у него возникает желание поделиться своими переживаниями с другом (диалог) или рассказать всем (монолог) : "Я сделал робота. Он умеет шагать. Вместо рук у него захваты. Он будет тушить большие пожары. А пожарные будут управлять из машины".
Развитие связной речи проводится в разных областях организованной образовательной деятельности : особенно в образовательных областях «Познание» и «Коммуникация». Важнейшую роль занимает принцип тематического построения образовательного процесса. Такие темы, к примеру, как: "Наши цветущие растения", "Мирные профессии в Армии нужны", простые опыты ("Откуда взялся ветер?", "Для кого дерево дом?", "Хлеб - всему голова" и др.) - углубляют представления детей о предмете, явлении, событии, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, делать выводы, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, высказывать общее мнение.
Например: образовательная деятельность по теме "Земля - кормилица наша". В ходе беседы ребенок знакомится с техникой, которая обрабатывает землю (обогащение словаря, закрепляет знания об условиях роста растений, проводит опыты с зерном (рассматривание в лупу, посев в землю, делает выводы о труде земледельцев, занимается словотворчеством (земля - землица - земледелец - землевладелец). Свои представления обобщает в небольшом, содержательном рассказе, используя опорную схему. Так формируются у детей представления о структуре рассказа: начало - середина - конец.
Важно отметить, что не все дети активны, поэтому индивидуальное рассказывание должно быть использовано с коллективным (прием моделирования, когда один ребенок начинает рассказ, другой продолжает, третий заканчивает. Этот прием помогает неуверенным детям участвовать в обсуждении, т. к. они рассказывают свою часть текста, чувствуя поддержку сверстников, в тоже время заставляет всех детей следить за речью выступающих. В ходе таких рассказов уточняются представления детей о природе.
К примеру,
Алиса: Ель - растение. Это высокое дерево с иголками вместо листьев. Она очень красивая.
Соня: Иголки мелкие и колючие. Осенью они не опадают. Они вообще редко опадают.
Дима: Ель служит домом для птиц и животных. Ее семечками питаются птицы. Она украшает наш детский сад.
Опыт работы показывает, чтобы у ребенка появилось желание высказываться, надо создать речеактивирующую ситуацию (это внесение игрушки, прослушивание аудиозаписи, чтение письма, решение ситуативной задачи, загадывание загадки и т. д.) и привлечь слушателей, которые будут воспринимать высказывания, оценивать их. Это важный и значимый момент для всех детей, потому что развивает самоконтроль за своими высказываниями, их последовательностью, полнотой речи и оценки ее сверстниками. Активизировать связную речь можно играми "Живое - неживое", "Чудесный мешочек", "Да - нет", "Отгадай предмет", "Что сначала, что потом" и т. д.
Важно отметить, что развитие связной речи дошкольников проходит в течение всего дня, дети обогащают словарный запас через наблюдения в природе, ознакомление с окружающим миром. Обучая детей дошкольного возраста составлять рассказы разных видов, формируется разговорная речь, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
К примеру, прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребенка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут разные деревья. В теплое время клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.
Подводя итоги еще раз подчеркнем: формирование связной речи является центральной задачей речевого развития детей, то есть, развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность и наоборот.
Список используемой литературы:
1. Развитие речи детей 3-5 лет. – 3-е изд., дополн. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2017.-192с.
2. Развитие связной речи. Воспитание и обучение в детском саду/ Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М. : Педагогика, 1976.
3. Развитие связной речи. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1984.
4. Материалы интернет-сайтов:
https://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news7319.html
https://diplomba.ru/work/105299
https://solncesvet.ru