Кривощекова Арина
Здоровьесберегающая технология в физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
Сущность состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных здоровьесберегающих средств, методов и форм. Физкультурно-оздоровительное направление работы российских детских садов всегда составляло одну из наиболее важных и сильных сторон их деятельности. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается реализацией той или иной программы, определяющей новое представление о развитии ребенка, в том числе и физическом. Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими программами пользуются его педагоги.
Публикация «Здоровьесберегающая технология в физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОО» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи - все это не укрепляет здоровье ребенка, а наоборот. Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление их здоровья, содействие физическому и психическому развитию является в настоящее время особенно значимым.
Физкультурно-оздоровительная технология - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:
• закаливание КГН;
• беседы по вылеологии;
• спортивные праздники;
• спортивные развлечения и досуги;
• недели здоровья;
• соревнования;
• прогулки-походы.
Цель моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей; оптимальную реализацию оздоровительных, воспитательных и образовательных задач физического воспитания, с учетом индивидуальных возможностей развития ребенка.
Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:
выбор средств физкультурно- оздоровительной работы, наиболее эффективно влияющих на укрепление здоровья дошкольников;
интегрирование новых средств здоровьесбережения в системе физкультурно- оздоровительной работы дошкольного учреждения;
создание диагностического пакета для выявления и оценки эф-фективности реализации здоровьесберегающей технологии;
отработка взаимодействия педагогов и медицинского персонала;
повышение профессиональной компетентности педагогов с целью повышение эффективности внедряемых средств здоровьесбережения;
расширение деятельности уголков физического развития;
активизация взаимодействия с родителями в физкультурно- оздоровительной деятельности детского сада.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
1. Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у детей дошкольного возраста. И поэтому я включаю во все формы двигательной активности - подвижные игры. Подбор игр делаю с уклоном на развитие быстроты и ловкости, ориентации в пространстве для каждого возраста. В своих развлечениях часто использую элементы таких спортивных игр как футбол, баскетбол и т. д.
2. Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Это одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Проводимая обычно перед завтраком, зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.). Зарядка мобилизует внимание детей, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Зарядка обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию. На утренней гимнастике я использую знакомые детям упражнения, которые дети с удовольствием выполняют под музыку, поэтому психическая нагрузка (на внимание, память) почти всегда бывает умеренной.
3. Дыхательная гимнастика основана, в первую очередь, на динамических дыхательных упражнениях, которые сопровождаются движениями рук, туловища и ног. Цель дыхательных упражнений научить детей в игровой форме прислушиваться к своему дыханию, расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения. Выполнение дыхательных упражнений способствует укреплению дыхательной системы и здоровья детей. Дыхательную гимнастику можно выполняется как в покое, так и при ходьбе. Комплексы дыхательной гимнастики и отдельные упражнения я подбирала с учетом возрастных особенностей детей и их заболеваний. Разработанную картотеку включаю в комплексы утренней гимнастики, в заключительной части физкультурных занятий. Также рекомендую воспитателям использовать дыхательные упражнения на прогулках, физминутках, гимнастики после сна, динамических паузах.
4. Бодрящая гимнастика или гимнастика пробуждения. Гимнастика после сна предназначена для того, чтобы помочь до конца не сформировавшейся и очень ранимой детской нервной системе быстрее перейти в состояние бодрствования. Такую оздоровительную, тонизирующую гимнастику принято называть бодрящей.
Бодрящая гимнастика после сна:
устраняет сонливость и вялость после пробуждения;
улучшает настроение и самочувствие;
повышает умственную и физическую работоспособность;
улучшает работу сердца и лёгких, снабжающих органы кислородом и питательными веществами;
оздоравливает весь организм.
Форма проведения «просыпалок» может быть различна. Упражнения выполняются сначала в кроватках, в и. п. лежа, затем плавно переходят на ходьбу с различными заданиями: на носках, пятках, по массажным коврикам. Затем «бодрым шагом» ребятишки маршируют в другую, хорошо проветриваемую заранее, комнату. Закончить комплекс гимнастических упражнений рекомендуется водными процедурами — умыванием и обтиранием, Такое ежедневное закаливание актуально и зимой и летом.
5. Пальчиковая гимнастика развивает не только ловкость и точность рук, но и мозг ребёнка, стимулирует творческие способности, фантазию и речь. Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребёнку в выполнении мелких движений. Вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. В связи с открытием в нашем саду речевых групп, пальчиковая гимнастика включена во все виды двигательной активности всех групп детского сада.
6. Динамические паузы. Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Педагогам я рекомендую включать в динамические паузы элементы дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. Такие паузы нужно проводить во время организации непосредственно образовательной деятельности, по мере и утомляемости детей. Они хорошо стимулируют к познавательной деятельности гиперактивных детей, которым трудно усидеть на месте.
7. Гимнастика для глаз. Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети в этом отношении гораздо восприимчивы к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. Чтобы дети могли проявить свою активность, я рекомендую педагогам проводить её в игровой форме. Дети с гораздо большей охотой делают её, когда гимнастика связана со стихотворным ритмом. При подборе гимнастики для глаз я учитываю возраст, состояние зрения и быстроту реакции ребенка. Дети при выполнении гимнастики не должны уставать. Нужно следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. При проведении гимнастики я использую цифровые образовательные ресурсы, которые разработала сама.
8. Ритмопластика. Основу ритмической гимнастики составляют физические и танцевальные упражнения различной направленности, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая её ритм, темп, характер с помощью движений. Ритмика обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия ритмической гимнастикой в нашем учреждении организованно в форме кружковой работе. Обучение на занятиях независимо от формы его организации отличается прежде всего программностью. Я намечаю программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия. Занятия ритмической гимнастикой, провожу во второй половине дня, через 30минут после приема пищи. Для кружка по ритмической гимнастике я разработала программу, рассчитанную на 3 года обучения. Занятия провожу в форме кружка дополнительного образования.
9. Релаксация. Упражнения на расслабление можно проводить с любого возраста и в любом подходящем месте. Также занятия можно проводить в любое удобное время, в зависимости от состояния детей. Обычно релаксации я провожу в заключительной части физкультурного занятия, при этом использую спокойную музыку или звуки природы, дождя. Дети с удовольствием выполняют упражнения в комплексе с дыхательной гимнастикой и гимнастикой для глаз.
10. Физкультурные занятия (НОД) Традиционная система физкультурных занятий недостаточно совершенна как по своей структуре, так и по методике обучения. Это побуждает к поиску новых форм и методов нетрадиционного направления работы по физическому воспитанию в детском саду. В учебных пособиях по физическому воспитанию достаточно подробно освещена методика организации традиционных физкультурных занятий. Добиться высокого качества освоения движений детьми и большого оздоровительного эффекта на подобных занятиях весьма затруднительно. Я вынуждена постоянно давать детям указания, невольно вырабатывая у них ориентировку на внешний контроль. Кроме того, постоянные указания, замечания, снижают положительный настрой детей, создают определенное психологическое напряжение. Конечно, все дети любят физкультуру. Но из-за однообразия повторяющихся движений интерес к занятиям быстро проходит. Именно поэтому, а также ради того, чтобы все физкультурные занятия работали на укрепление здоровья ребенка, я все чаще стала использовать нетрадиционные занятия – различные по содержанию, структуре и методике проведения. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка. Дети по своей природе- визуалы. Им гораздо интереснее осваивать новые движения, подражая любимым животным, или погружаясь в волшебный мир сказок.
11. Самомассаж – помогает повысить защитные функции организма ребёнка. Во время утренних процедур проводим самомассаж ушных раковин, рук, ног. Во время дыхательной гимнастики – игровой самомассаж. Игровой самомассаж является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления. Элементы самомассажа я включаю в непосредственно образовательную деятельность, в конце занятия. Обычно я использую музыкальный фон или звукозапись шума леса, дождя.
12. Физкультурные праздники и развлечения.
В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивные досуги, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха я учитываю, прежде всего, время года, тематику текущих государственных праздников. Практически все сценарии я придумываю и разрабатываю сама. На физкультурные праздники мы приглашаем родителей, дедушек и бабушек. Двери спортивного зала всегда открыты для гостей. Темы праздников и развлечений самые разнообразные «В стране дорожных знаков!», «Малые Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимушка-зима», «Праздник Нептуна», «Космонавтом быть хочу!» и т. д. Совместная деятельность детей, преодоление в команде различных трудностей, достижение общего командного результата – все это сплачивает детский коллектив. Дети сопереживают успехам и неудачам своих товарищей, радуются достижениям, поддерживают хорошие отношения между собой, проявляют заботу к младшим, застенчивым и неловким детям, учатся стремиться не только к индивидуальным, но и к командным победам. Организация совместных мероприятий доставляет детям и родителям огромную радость, помогает вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
13. Закаливание. Организация системы закаливания – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Закаливающие мероприятия проводятся в течение всего дня. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Цель закаливания – выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (холод, тепло и т. п.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.
Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.
ффективным средством закаливания является хождение босиком в летнее время, по хорошо очищенному грунту, а лучше по траве. Вода является весьма эффективным фактором оздоровления и закаливания. В оздоровительной деятельности в нашем детском саду используют обширное умывание, ножные ванны, обливание ног, обливания рук до локтя, в младших группах сухое обтирание. Обливание ног проводится перед сном, хождение по дорожкам здоровья после сна.