Олейник Алена Андреевна
Конспект занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности детей подготовительной группы с ТНР «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок».
Развитие речи в группе компенсирующей направленности для детей подготовительной к школе группы с ТНР.
Составила воспитатель:
Олейник А. А.
с. Мильково, 2023г.
Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы»
Цель. Развитие речи детей.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности детей подготовительной группы с ТНР „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Образовательные задачи. Обучать составлению и распространению предложений, а затем умению рассказывать по опорным картинкам. Совершенствовать навык слогового анализа слов.
Развивающие задачи. Развивать связную речь, навыки звукового анализа, творческого воображения, подвижности, дыхания.
Воспитательные задачи. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности.
Предварительная работа. Выполнение дыхательных упражнений, слоговой анализ слов, распространение предложений определениями, составление рассказа по опорным картинкам на индивидуальных занятиях, разучивание чистоговорок.
Оборудование. Пиктограммы (снежинка, снеговики, лыжники, елка, сугроб, снег, лед, снегирь, мороз, медведь, карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, картинка с изображением метели, картинка с изображением совы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Упражнение «Последний звук». Развитие навыков звукового анализа слов.
Воспитатель сообщает детям о начале занятия по развитию речи и предлагает им встать возле стульчиков.
Педагог. Сегодня мы с вами продолжаем разговор о зиме. Посмотрите на пиктограммы, которые лежат перед вами. Сядет тот, у кого название предмета заканчивается любым согласным звуком.
Несколько детей садятся на стульчики.
Педагог. Теперь сядет тот, у кого название предмета закачивается звуком [а].
Дети садятся
Педагог. Сядут те дети, у которых названия картинок заканчиваются звуком [и].
Садятся оставшиеся дети.
Педагог. Молодцы! Вы справились со сложным заданием.
2. Основная часть.
Упражнение «Составь предложение». Совершенствование навыка составления предложений по опорным картинкам. Распространение предложений с помощью определений (пышные, толстые, резные и т. п.).
Педагог вновь обращает внимание детей на пиктограммы.
Педагог. А теперь еще раз посмотрите на свои пиктограммы, вспомните, какие признаки зимы вам известны, и составьте предложения о них. Старайтесь, чтобы предложения были красивыми. Используйте слова, которые отвечают на вопросы: «Какой? Какая? Какие?»
Если дети испытывают затруднения, педагог помогает им наводящими вопросами (Чем покрыта земля зимой? Какие сугробы лежат на земле? Какие снежинки кружатся в воздухе? И т. п.).
- Зимой земля покрыта толстым слоем снега.
- На земле лежат пышные сугробы.
- В воздухе кружатся резные снежинки.
- Реки и озера скованы толстым льдом.
- По ночам бывают сильные морозы.
- Лыжники бегут на лыжах по гладкой лыжне.
- Зимой мы встречаем Новый год и украшаем елку.
- В феврале к нам прилетают красногрудые снегири.
- Медведь всю зиму спит в своей берлоге в дремучем лесу.
- В парках под деревьями стоят смешные снеговики.
Педагог. У вас получились красивые предложения. Отлично!
Рассказа о зиме с опорой на пиктограммы. Развитие связной речи.
Педагог приглашает детей к магнитной доске.
Педагог. А теперь вы попробуете рассказать о зиме. Вам помогут пиктограммы. Садитесь на стульчики, а Дарина останется у доски.
Дети занимают свои места.
Педагог. Дарина, расставь пиктограммы так, чтобы получился связный рассказ. Подумай одну минутку и расскажи нам о зиме.
Ребенок расставляет пиктограммы и составляет рассказ.
Ребенок. Пришла зима. В воздухе кружатся снежинки. Земля покрыта пушистым снегом. На земле лежат сугробы. Среди сугробов стоят смешные снеговики. Река покрылась блестящим толстым льдом. Дети катаются на лыжах, санках и коньках. Ночами трещат крепкие морозы. Люди готовятся к Новому году и покупают елки. После Нового года к нам прилетят красногрудые снегири. В лесу все медведи спят в своих теплых берлогах.
Педагог. Замечательно! Ребята, а вам понравился рассказ Дарины? Почему? Что понравилось?
После обсуждения рассказа можно предложить еще одному ребенку расставить пиктограммы по-своему и составить свой рассказ. Затем можно вместе с детьми сравнить два рассказа и выбрать лучшего рассказчика.
3. Физминутка.
Хороводная игра «Снежинки» (повторение). Координация речи с движением, развитие подвижности, творческого воображения.
Педагог приглашает детей в центр группового помещения и предлагает выполнить знакомое упражнение.
Упражнение «Раздели на слоги». Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Педагог приглашает детей к магнитной доске и помещает на нее цифры 1, 2, 3, 4.
Педагог. Для следующего упражнения нам опять пригодятся пиктограммы. Посмотрите на изображения, разделите их названия на слоги и поместите каждую картинку под цифру, которая обозначает количество слогов в слове – названии картинки.
Дети по очереди молча выполняют задания.
Педагог. Все вместе проверим правильность выполнения задания. Произнесите слова, состоящие из одного слога.
Дети. Снег, лед.
Педагог. Произнесите по слогам слова, состоящие из двух слогов.
Дети. Сне-гирь, мо-роз, мед-ведь, ел-ка.
Педагог. Произнесите по слогам слова, состоящие из трех слогов.
Дети. Сне-жин-ка, лыж-ни-ки.
Педагог. Произнесите по слогам слово, состоящее из четырех слогов.
Дети. Сне-го-ви-ки.
Педагог. Я вами горжусь! Вы не допустили ни одной ошибки.
4. Дыхательная гимнастика.
Упражнение «Вьюга». Развитие дыхания, формирование направленной воздушной струи.
Педагог предлагает детям остаться стоять.
Педагог. Отгадайте загадку.
Кто там воет, завывает?
Кто ворота отворяет?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Кто в трубе печной завыл,
Снегом тропки завалил?
Дети. Вьюга! Метель! Пурга!
Педагог помещает на доску картинку с изображением вьюги.
Педагог. Правильно! Таких бед может натворить и метель, и пурга, и вьюга. И сейчас мы с вами устроим настоящую вьюгу. Встаньте прямо, в шеренгу, как мы встаем, когда учимся правильно дышать. Поместите раскрытую ладонь правой руки напротив губ, слегка отодвиньте ее от губ. Покажите, как вы умеете правильно делать вдох носом, а потом с силой долго и ровно дуть на ладонь, не раздувая щеки. Вдох. Подули. Не поднимайте плечи! Вдох. Подули. Отлично.
Чистоговорка «Сова». Уточнение произношения свистящих звуков.
Педагог помещает на доску картинку с изображением совы.
Педагог. Ну. И последнее задание. Теперь, когда мы с вами поработали над дыханием, мы можем правильно и красиво рассказать чистоговорку про сову. Сначала сделаем это хором. Старайтесь активно двигать губами, правильно дышать, говорить красиво и выразительно.
Дети. На суку сидит сова,
Видит днем она едва.
А как только ночь настанет,
Как орел глазастой станет.
После этого несколько детей рассказывают чистоговорку по очереди. Педагог предлагает детям выбрать того, кто говорил лучше всех.
5. Окончание занятия. Подведение итога занятия. Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было интересно делать, а потом оценивает их работу.