Корчук Иванна Ивановна
Развитие речи в дошкольном образовании по методике М. Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Метод Монтессори часто обвиняют в том, что это молчаливая педагогика, а, значит, плохо развивается речь ребенка. Как же она будет развиваться, если педагог молчит? Да, действительно, Монтессори рекомендовала учителю: «Веди счет словам своим!». И принятых в традиционных методиках занятий по развитию речи здесь нет. В Монтессори педагогике широко применяется возможность индивидуальной и подгрупповой речевой возможности
Публикация «Развитие речи в дошкольном образовании по методике М, Монтессори» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1. - это трехступенчатые уроки, проводимые на материалах не только речевой, но и сенсорной зоны, и зоны космического воспитания.
2. - это работа по обучению письму и чтению, а также изучению грамматики с использованием материалов речевой зоны.
3. - это различные групповые уроки: ритуалы, принятые в группе (начало и конец занятия, поздравления с днем рождения, праздники и т. п.); различные круги, упражнения в обучении правилам поведения в обществе; сообщения, доклады, обсуждения в космической зоне и т. п.
4. – это готовность педагога просто поговорить с ребенком на волнующую его тему. И он готов все выслушать и принять, не оценивая.
Речевая предметно-пространственная среда Монтессори состоит условно из четырех групп:
• материалы по расширению словарного запаса,
• материалы по обучению письму,
• материалы по обучению чтению,
• материалы по введению в грамматику.
Сегодня я предлагаю более подробно остановиться на ПЕРВОЙ ГРУППЕ, к которой относятся многочисленные материалы, основной задачей которых является развитие и систематизация понятийного запаса ребенка. В ней представлены небольшие предметы, мелкие фигурки, муляжи, макеты, картинки, карточки-классификации, достаточно ясно передают содержание соответствующего понятия: фигурки животных соответствуют по цвету и деталям реальности; картинки достаточно натуральные и т. п. Они четко систематизированы, сгруппированы так, что можно вводить обобщающие понятия разного уровня. Для этого используются коробочки, пакеты, корзинки. Несколько коробочек, которые в свою очередь тоже можно объединить более общим понятием, могут стоять на одном подносе или на одной полке и т. д.
Исходя из общей идеи космического воспитания, работа по расширению словарного запаса может начинаться со знакомство, что на Земле живут растения, животные и человек. Таким образом, мы вводим ребенка в эти четыре основные группы понятий.
Далее идет постепенное расширение знакомства с каждой группой.
В качестве основного языкового материала для детей, особенно самых маленьких, используются предметы, знакомые ребё нку из его ежедневной жизни: фрукты, овощи, орехи, предметы одежды, посуда и кухонные принадлежности, предметы для ухода за собой и тому подобное.
Знакомство с новыми понятиями проходит по методике трёхступенчатого урока, что позволяет расширять словарный запас за рамками ежедневных предметов и уменьшенных моделей. Все то, что мы не можем принести в среду в виде реальных объектов или моделей, мы привносим через карточки с реалистичными изображениями.
Строиться эта работа может (а соответственно и материал) по достаточно общему плану :
классификация, функционирование, потребности, строение.
Если мы говорим о животных, то во всех возрастных группах есть такие наборы материалов как:
• дикие – домашние;
• наземные, подземные, водные и т. п. ;
• животные степей, лесов, тундры и др. ;
• животные Австралии, Африки и др. ;
• типы и классы животных;
• группы животных;
• кто как двигается;
• кто как кричит;
• потребности (кто что ест, кто где живет);
• размножение и развитие, название детенышей;
• части тела.
Аналогичным образом пристраиваются материалы по растениям:
• культурные – дикорастущие;
• овощи – фрукты – ягоды;
• деревья – кустарники – травы;
• типы и классы;
• растения разных природных зон;
• растения разных материков;
• растения луга, леса, болота…
• размножение и развитие растений, семена, плоды;
• строение.
Сложнее всего устроена подгруппа материалов по человеку:
• классификация – расы, нации;
• потребности (еда, жилье, одежда, транспорт, мебель, посуда, искусство, спорт, связь, религия);
• действия;
• профессии, орудия, инструменты, материалы;
• семья, члены семьи;
• развитие;
• строение тела.
А сейчас хочу презентовать Вам Монтессори-материал по расширению своего словарного запаса и приглашаю небольшую подгруппу участников (5-6 человек) помочь мне продемонстрировать «Круг»
Презентация Монтессори-карточек «Зимняя одежда»
Педагог знакомит детей с зимний одеждой, выкладывая на коврике (с лева на право) картинки с их изображением, при этом называя каждую.
Педагог показывает ребенку первую карточку (например, варежки) : «Посмотри, что это?», «Какого они цвета? «Что на них нарисовано». Ребенок отвечает.
Педагог кладет карточку с варежками в верхний левый угол.
Достает следующую карточку, например, шарф, снова спрашивает: «Что это?», «Опиши его?» и т. п. Ребенок отвечает.
Наставница кладет карточку с правой стороны от карточки с варежкой, на некотором расстоянии.
Аналогично, педагог презентует следующие карточки.
Если ребенок затрудняется в ответе следующей карточки (например, пуховик, то педагог берет эту карточку и с помощью трехступенчатого урока вводятся понятия «пуховик».
1-я ступень:
Педагог показывает на карточку с пуховиком, говорит: «Это пуховик».
2-я ступень:
Педагог говорит: «Покажи варежки?», «Где здесь свитер?», «Где пуховик» и т. д.
3-я ступень:
Педагог показывает на карточку и спрашивает: «Что это?» ребенок отвечает (и так с каждой карточкой).
Затем показывает на обобщающую карточку и говорит: «Это все зимняя одежда».
Таким образом, педагог дает ребенку новые понятия, пополняет его словарный запас.
Составление рассказа по картинкам «Репка»
Педагог кладет первую картинку и спрашивает: что на ней изображено?
Ответы детей: «Дед в огороде», «У деда лопата», «Он капает», «Он садит», «Дед посадил репку».
Затем педагог накладывает на нее вторую картинку, дополняя рассказ, и спрашивает у детей: ребята, что изменилось на картинке? – «Репка»
Какая она выросла? – «Большая»
Педагог говорит: «Репка выросла большая-пребольшая».
Потом накладывается третья картинка, где Дед тянет репку. Дети дополняют рассказ.
После третий - четвертая, пятая, шестая…при накладывании каждой картинки добавляется персонаж, которого ребенок описывает, тем самым дополняя рассказ.
В итоге с помощью карточек-картинок получился объёмный, интересный, рассказ, который помог детям не только обогатить словарный запас, но и поупражняться в развитии устной связной речи.