Анна Сергеева
Конспект занятия по развитию речи в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Роль речи нельзя недооценивать. Она позволяет человеку выражать свои мысли, общаться с другими людьми. Речь-это основа взаимодействия в социуме. Нарушения речи мешают ребенку выражать свои мысли и поддерживать разговор, они могут привести к появлению комплексов и повлиять на успеваемость в школе. Речь ребенка не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Для этого нам помогает артикуляционная гимнастика.
Темочки:
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики способствует быстрой постановке звуков. Гимнастику необходимо проводить 2-3 раза в день, сидя перед зеркалом.
В детском саду №4 «Улыбка» проводится артикуляционная гимнастика в старших группах в игровой форме, для чего используются стихи и картинки. Артикуляционная гимнастика в стихах не только значительно повышает интерес ребенка к упражнениям, но и определяет ритм их выполнения. За время стихотворения упражнение повторяется 3-5 раз.
Этой же цели служит артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках. Яркие картинки, на которых изображено правильное положение губ и языка для того или иного упражнения во многом упрощают нашу задачу. После гимнастики дается время расслабиться и отдохнуть. Для этого мы используем точечный массаж лица; су-джок, который служит для развития мелкой моторики рук; самомассаж в технике «Простукивание». Проводятся игры на развитие фонематических процессов, на развитие лексико –грамматического строя речи : «Тихо-громко говори», «Придумай слово», «Дятел», «Поймай звук», «Один-много», «Скажи ласково», «Противоположности», «Из чего сделано» и т. д. Особый интерес у детей вызывают тренинги-соревнования, проводимые с целью выявления знаний, полученных на занятиях с логопедом, на которых они зарабатывают жетоны. А в дальнейшем, эти жетоны меняются на наклейки. Дети с большим удовольствием занимаются как на групповых, так и на индивидуальных занятиях.
Как гласит народная мудрость «Вода камень точит», то и мы с полной уверенностью можем сказать, что ежедневные занятия логопеда не являются бесполезной тратой времени, они дают свои «плоды». И нужно заметить, что за непродолжительный период времени, уже есть ощутимые результаты, которые радуют не только детей и родителей, но в первую очередь меня, как начинающего специалиста.
Некоторые родители думают, что если в ДОУ имеется логопед, то только он должен заниматься с ребенком. Но это ошибочное мнение. Если дома родители не закрепляют артикуляционную гимнастику, не автоматизируют тот или иной поставленный звук-результата не будет. С этой же целью в нашем садике проводится консультативная работа с родителями, беседы, на которых они могут получить необходимые советы и рекомендации. А также родители всегда могут участвовать на индивидуальных занятиях с детьми, в которых в свою очередь наглядно могут увидеть весь процесс работы.
Дети-это наше будущее. И если каждый из нас будет уделять время своему ребенку, а не отталкивать его, ссылаясь на нехватку времени, то мы многие преграды, в том числе и речевые, сможем помочь преодолеть ему. И тогда наше будущее будет светлым!