Ольга Голубок
План-конспект родительского собрания в средней группе «Развитие связной речи дошкольника в детском саду и дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема собрания : «Развитие связной речи дошкольника в детском саду и дома».
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив.
Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет; познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей.
Публикация «План-конспект родительского собрания в средней группе „Развитие связной речи дошкольника в детском саду и дома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Форма проведения: встреча-путешествие.
Участники: воспитатели, родители, узкие специалисты (логопед, дети.
План проведения
1). Вступительная часть.
2) Поздравление родителей с началом учебного года.
3) Знакомство с новым воспитателем, логопедом.
4) Выборы нового состава родительского комитета.
5) Педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет».
6) Выступление логопеда Слинько М. С.
7) Особенности образовательного процесса в средней группе.
8) Ознакомление родителей с целями и задачами МБДОУ ДС ОВ на новый учебный год.
9) «Родителям о ПДД» (Анкета для родителей «Я и мой ребенок на улицах города»). Презентация.
10) Заполнение родителями анкеты
11) Заключение. Подведение итогов.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
Интерактивная доска с изображением корабля, плывущего в страну Знаний.
Подготовка благодарственных писем семьям, принявшие активное участие в подготовке группы к началу учебного года; проекта плана совместных мероприятий на новый учебный год; выписки из годового плана работы МОУ на новый учебный год (раздел «Взаимодействие с семьей»); бейджиков (по количеству родителей).
Приглашение узких специалистов.
Предварительное анкетирование родителей (приложение 1).
Оформление информационных листов с названиями совместных педагогических и творческих проектов, которые будут реализованы в новом учебном году.
Разработка проекта решения родительского собрания.
Оформление приглашения:
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Приглашаем Вас на организационное родительское собрание «Путешествие в страну Знаний продолжается», или «Только вперед!».
Вместе с нашими детьми отправимся в путешествие по океану Знаний.
Родительское собрание состоится 14 октября в 17.30.
Ждем Вас с нетерпением!
Педагоги группы. (Ф. И. О педагогов)
II. Организационный этап
Родители заходят, рассаживаются произвольно. Каждому выдается бейджик, фломастер и предлагается написать свое имя и отчество, а также подсказку для других родителей (например мама Оли П).
Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу. Столы расположены полукругом. В центре на интерактивной доске — изображение плывущего к острову корабля, надпись с темой собрания.
Родители изучают содержание программы родительского собрания.
1). Вступительная часть
Звучит торжественная музыка.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной кают-компании! Сегодня у нас праздник. Попробуйте догадаться какой. Нашим знаменитым путешественникам исполнилось четыре - пять лет, они перешли в среднюю группу детского сада! Давайте передадим им свои пожелания.
Упражнение «Пожелание»
Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.
Ты катись, веселый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот пожелание скажет нам.
Пожелания родителей можно записать на магнитофон или видеокамеру, чтобы дать их прослушать посмотреть детям.
Воспитатель: Вот и подошло к концу лето. А как вы его провели, мы сейчас узнаем с помощью упражнений.
Упражнение «Каким я увидел (а) своего ребенка летом?»
- Он внимательный: помог мне нести сумку с дачи.
- Он ласковый: охотно целует, обнимает меня; жалеет животных: кормит у бабушки кур, козочку.
- Он наблюдательный: всегда заметит, когда распускается цветок, заходит солнце или появляется тучка.
- Он веселый: любит петь, никогда не хнычет по пустякам.
- Он трудолюбивый: может долго поливать грядку, делает дело до конца.
- Он мой любимый: я люблю его всякого и очень хочу, чтобы его любили все.
Воспитатель: Да, я вижу, вы приятно и с пользой для детей провели лето. Значит, вы замечательные родители!
А кто из вас этим летом совершил морское путешествие на теплоходе, катере, яхте? А хотите отправиться в круиз прямо сейчас?
Итак, сегодня мы — дети, педагоги и родители - отправляемся в круиз по океану Знаний (показывает на доску, которое продлится еще не один год, а конечный пункт нашего путешествия — это, конечно же, Школа.
Чтобы отправиться в такое длительное плавание, нам необходимо надежное, оборудованное и красивое плавательное средство. Это наш детский сад и наша группа (предметно-развивающая среда, без нее невозможно полноценное всестороннее развитие наших детей). Кто же помог качественно подготовить нашу группу к новому учебному году?
2). Поздравление родителей с началом учебного года.
Вручение благодарственных писем
Родителям вручают благодарственные письма за помощь в проведении ремонтных работ и подготовке группы к началу учебного года.
Но нам предстоит еще много сделать в развитии предметно-развивающей среды, чтобы наш корабль мог благополучно доплыть до берега.
3). Знакомство с логопедом.
Воспитатель: А как можно отправиться в плавание без надежной команды! Предлагаю выбрать родительский комитет группы, который будет заниматься вместе с воспитателями организацией всех наших совместных проектов.
4). Выборы нового состава родительского комитета
Работа родительского совета группы.
Альтернативой родительскому совету группы может выступить инициативная группа, которая представляет собой сменный состав родительского совета группы. Инициативная группа может иметь те же задачи и права, что и родительский совет. Изменятся лишь организация и содержание работы инициативной группы.
Выборы родительского комитета можно провести нетрадиционным способом. Родителям раздаются листочки с таблицей.
Должность
Функции
Предлагаю избрать
Председатель родительского комитета
1.
2.
3.
В первых колонках перечисляются должности и функции представителей родительского комитета группы, а в правой по вертикали — цифры от 1 до 3.
Родителям предлагается вписать кандидатуры (по три человека на каждую должность). Родитель, желающий заниматься той или иной деятельностью, может вписать свое имя.
связи с общественностью (развитие и укрепление связей родителей воспитанников с педагогическим коллективом МОУ и другими организациями культуры, образования и спорта);
казначей.
Родительские голоса подсчитываются, оглашаются результаты, проходит обсуждение персонального состава родительского комитета группы. Прямым голосованием родительский состав утверждается.
Примечание. Председатель родительского собрания выбирается на один год; секретарь — на каждом родительском собрании из числа присутствующих.
Вывод. В любой команде очень важны понимание, добрые отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гapмоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимна терпимость.
5). Педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет»
Воспитатель. Корабль готов к отплытию. Полный вперед! Нет. чего-то еще нам не хватает! Конечно же, спасательных средств — педагогических знаний. А знаете ли вы, уважаемы родители, особенности наших главных путешественников? Что представляют собой дети в возрасте 4—5 лет?
Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Составим общий возрастной портрет ребенка 4—5 лет, выделив показатели разных сторон его развития. (Описание возрастных особенностей можно найти в образовательной программе, по которой работает дошкольное учреждение).
Возраст 4—5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к пяти годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста : некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают ребенку пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи.
Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся на данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть реализованы без знания и учета этой двойственности развития. (В. В. Гербова.)
(Родителям выдается памятка (на выбор воспитателя) (приложение 2).
Воспитатель. Очень важно в воспитании учитывать индивидуальные особенности ребенка. Они обусловлены типом нервной системы. И. П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы (в зависимости от реакции организма на внешние раздражители) : флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик.
Родителям для самостоятельного изучения предлагаются тест на определение темперамента и памятка «Темперамент вашего малы ша» (приложение 7)
6). Выступление учителя – логопеда.
Вопрос о приглашении логопеда на родительское собрание актуален именно в этом возрасте. К пяти годам звукопроизношение у детей должно полностью нормализоваться.
Родителям следует об этом знать и проводить специальные игры и упражнения в домашних условиях.
Воспитатель представляет логопеда; логопед сообщает об особенностях речевого развития детей среднего дошкольного возраста (приложение 3, дает советы и рекомендации, называет дни для проведения индивидуальных консультаций с родителями.
7). Особенности образовательного процесса в средней группе
1. Сообщение воспитателя
Воспитатель рассказывает родителям о режиме дня, образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс, задачах воспитания и обучения (можно оформить в виде памятки, об основных занятиях и видах детской деятельности (сетка занятий, о дополнительном образовании (бесплатные и платные кружки).
- Спортивная форма;
- Порядок в личных шкафчиках детей (закупка крючков, правильное расположение вещей в шкафчиках).
2. Обратная связь с родителями
Задают интересующие их вопросы, высказывая предложения по улучшению качества образовательного процесса. Им выдается памятка: «Правила для родителей» (приложение 4)
8). Ознакомление родителей с целями и задачами МБДОУ на новый учебный год.
В ноябре. Выставка творчески оформленных рамок с портретом мамы, выполненных совместно папами с детьми, приуроченная к дню матери.
В декабре. Родительское собрание «Здоровый образ жизни – основа гармоничного развития ребенка» с участием инструктора по физической культуре.
Выставка «Ярмарка новогодних игрушек» (совместная работа родителей с детьми).
Новогодний утренник.
В феврале. Проведение игрового развлечения : «Папа может!»
Родительское собрание : «Культура общения – морально-нравственный критерий воспитания личности» с участием психолога.
В марте: Утренник, посвященный 8 Марта.
Проведение игрового развлечения : «Моя мама – просто класс, моя мама – супер асс!»
В апреле. Конкурс: «Небылицы в День Смеха».
Родительское собрание : «Вот какие взрослые мы стали!» с участием детей.
В мае. Выставка рисунков «Мир без войны!».
Возложение цветов «Погибшему солдату».
Также в течение учебного года будут проходить экскурсии в музей, библиотеку, по улицам города.
9) «Родителям о ПДД». Презентация.
10). Заполнение родителями анкеты
родители заполняют анкету семьи, куда вносят все изменения, произошедшие за текущий период (изменения фамилий, адрес телефонов, места работы и т. п.). Родители получают распечатанный список воспитателей (Ф. И. О., контактные телефоны, время проведения консультаций)
11). Заключительная часть. Подведение итогов.
Воспитатель. Путешествие в страну Знаний продолжается. Желаем вам успехов, интересных открытий, веселых игр и настоящих друзей! Только вперед!
Вариант решения родительского собрания :
Установить график работы Клуба взаимопомощи.
Председателем родительского коллектива группы избрать, (Ф. И. О.).
Утвердить родительский комитет в следующем составе:
(Ф. И. О. членов родительского комитета, их телефоны).
Принять к сведению содержание памяток «Ребенок 4—5 лет», «Уровень речевого развития».
Принять к исполнению правила для родителей.
Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи — созданию благоприятных условий для образования детей в сложившемся коллективе.
Анкета семьи
Фамилия, имя, отчество ребенка.
Дата рождения ребенка.
Количество детей в семье (пол, возраст).
Сведения о маме:
а) фамилия, имя, отчество;
б) образование (высшее, среднее и др.);
в) место работы, должность, рабочий телефон;
г) согласны ли Вы оказывать посильную помощь в проведении групповых мероприятий, в создании развитии предметно-развивающей среды группы и какую помощь вы бы могли оказывать;
д) ваши предложения по работе «Клуба взаимопомощи».
Сведения о папе:
а) фамилия, имя, отчество;
б) образование (высшее, среднее и др.);
в) место работы, должность, рабочий телефон;
г) согласны ли Вы оказывать посильную помощь в проведении групповых мероприятий, в создании развитии предметно-развивающей среды группы и какую помощь вы бы могли оказывать;
д) ваши предложения по работе «Клуба взаимопомощи».
Адрес, по которому проживает семья.
Количество членов семьи, проживающих по данному адресу.
Домашний телефон (другие контактные телефоны).
Уровень развития речи детей 4-5 лет
Четыре года
Словарный запас достигает 2000 слов.
В активной речи появляются слова второй степени обоб щения (посуда — чайная и столовая, машины – грузовые и легковые, люди - мужчины и женщины и т. п.).
Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначаю щих пространственные и временные признаки.
Появляется словотворчество, что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у ча сти детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.
Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений
Пять лет
1. Качественный скачок в овладении связной речью : дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
2. Начинает формироваться внутренняя речь - свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
Возможны ошибки при построении сложных предложений.
Звукопроизношение полностью нормализовалось.
Появляется способность к выделению звука из слова, т. е. формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть прозрачной, незаметной для восприятия.
Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.
Правила для родителей
Приводите ребенка в детский сад :
до 8.20; в 8. 20 начинается утренняя зарядка;
в чистой, опрятной и удобной одежде и обуви, с необходимым комплектом сменного белья, с аккуратно причесанными волосами и коротко подстриженными ногтями; с расческой и носовым платком;
здоровым (обо всех случаях недомогания ребенка извещайте воспитателя).
Выявленные при утреннем фильтре больные и дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются.
Информируйте администрацию детского сада об отсутствии ребенка в связи с болезнью в течение первых двух часов в день заболевания по т. 252 – 11 - 77.
После перенесенного заболевания, а также отсутствия в детском саду более 5 дней представьте справку о состоянии здоровья ребенка от участкового врача-педиатра.
Но передавайте право забирать ребенка у воспитателя другим лицам и детям кроме законных представителей. Hапишите заявление на имя заведующей МБДОУ, если право забирать ребенка передоверяете родственникам или другим лицам.
Накануне предполагаемого отсутствия ребенка в детском саду по семейным обстоятельствам (отпуск, летний период, санаторно-курортное лечение и пр.) оставьте заявление директору МОУ.
Вносите плату за содержание ребенка в МОУ не позднее 15-числа каждого месяца. Своевременно представляйте документы, подтверждающие льготы по оплате за содержание ребенка в детском саду.
Соблюдайте этические нормы в общении с детьми и сотрудниками детского сада
Не рекомендуется:
приносить в детский сад ценные вещи и игрушки.
Запрещается:
приходить в детский сад в нетрезвом виде;
курить на территории детского сада;
приводить животных.
Особенности организации занятий детей 4-5 лет
Учитывая психологические особенности детей 4—5 лет, педагог проводит на занятиях физкультурные минутки, использует игровой материал, включает игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой.
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром очень важно:
обогащать словарный запас детей;
развивать наблюдательность и любознательность;
совершенствовать навыки общения (вежливого и культурного) со сверстниками и взрослыми;
развивать эстетическое восприятие, понимание содержания художественных произведений;
учить логично и последовательно строить описание, задавать вопросы;
совершенствовать звуковую культуру речи, добиваться чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударения;
учить отвечать краткими и развернутыми предложениями;
• обучать правильному согласованию слов в предложении.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром особое внимание уделяется:
бережному отношению к природе, вещам, созданным тру дом людей;
формированию любви к родному краю.
В процессе развития речи необходимо использовать книги-раскраски. Раскрашивание предметов надо проводить штрихов кой (частой или редкой) в заданном направлении: лежащие линии (горизонтальные, стоящие линии (вертикальные, наклонные («как дождик») — это способствует развитию тонкой координации руки.
Для умственного развития большое значение имеет формирование элементарных математических представлений и логического мышления.
На занятиях по лепке необходимо развивать умения скатывать пластилин круговыми движениями, расплющивать, соединять в виде кольца, защипывать края формы; учить лепить предметы из нескольких частей, правильно располагать части. Это способствует, с одной стороны, формированию тонкой координации движений кисти руки, с другой — развитию пространственно воображения.
Очень важно на занятиях по изобразительному искусству не только развивать вкус на лучших произведениях искусства, но и учить сочетанию цветов и оттенков для создания выразительного образа, закрашивать рисунки (красками, гуашью, карандашами, ритмично наносить мазки, штрихи, не выходя за пределы, контура; учить правильно передавать в рисунке расположение частей при изображении сложных предметов (вверху, внизу, слева, справа, изображать круглую, овальную, прямоугольные и треугольную формы; учить рисовать элементы узора (мазки, точки, прямые линии, кольца, дуги и т. д.). Все это направлено на развитие пространственного воображения и мышц кисти руки.
Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья детей, формирование правильной осанки, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков. Их учат ходить и бегать, согласуя движения рук и ног, ползать, пролезать, энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжка ориентироваться в пространстве.
На музыкально-ритмических занятиях дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки в умеренном и быстром темпе, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки, выполнять такие танцевальные движения, как прямой галоп, «пружинка», подскоки, переступание с носка ноги на пятку, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу в танцах и хороводах; учатся выполнять движения с предметами, выразительно передавать игровые образы.
К концу года дети на пятом году жизни умеют:
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
учить наизусть небольшие стихотворения, потешки;
считать в пределах пяти (количественный счет);
отвечать на вопрос «сколько всего?»;
сравнивать две группы предметов, используя счет (больше - меньше); сравнивать пять предметов разной длины, ширины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке подлине, ширине, высоте;
указывать и называть круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
различать и называть части суток;
определять направление движения от себя: направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз;
отличать правую и левую руку;
правильно передавать в рисунке форму, строение предметов;
изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всем листе, связывая единым содержанием;
лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезать с одного пролета на другой, ползать разными способами;
принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на 70 см;
ловить мяч кистями рук с расстояния 1,5 м;
принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой;
отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд;
сохранять равновесие на ограниченной площади опоры;
ориентироваться в пространстве, находить левую и правую стороны.