Вячеслав Кузнецов
Развитие речи у дошкольников посредством музыкальных занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи у дошкольников посредством музыкальных занятий
Дошкольное детство – очень важный период для каждого ребенка. Ведь именно в это время закладываются основы восприятия себя, мира, происходит социализация маленького человека, развиваются навыки общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Средством, которое способствует контакту ребенка с окружающим миром, является речь.
Публикация «Развитие речи у дошкольников посредством музыкальных занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В настоящее время развитие речи у дошкольников является актуальной проблемой: многие дети даже в старшем дошкольном возрасте не имеют хорошо развитой речи, не выговаривают некоторые буквы, не могут выразить, что они хотели сказать. Поэтому каждый вид занятий по разным направлениям в ДОУ должен быть направлен, в том числе, на устойчивое развитие речевых навыков.
На музыкальных занятиях процесс развития речи происходит наиболее активно, так как ребята поют, развивая не только голосовой, но и речевой аппарат – они учатся четко произносить слоги и слова, для того чтобы песня звучала красиво. Кроме того, малыши учатся высказывать свое отношение к разным жанрам музыки, выражают свои впечатления от песен и мелодий, учатся давать характеристику звукам: тихо – громко, медленно – быстро, весело – грустно и т. д.
Развитие речи ребенка посредством музыкальных занятий в ДОУ происходит ежедневно, главным образом, при непосредственной образовательной деятельности (НОД).
Разберем на конкретном примере, как именно в процессе музыкального занятия можно развивать речь ребенка. В качестве примера возьмем занятие музыкального руководителя Фроловой А. А [2]. Тема ее занятия была сформулирована следующим образом: «Развитие речи дошкольника через различные виды музыкальной деятельности».
В качестве вспомогательных материалов, для лучшего восприятия учебного материала она использовала наглядное пособие – мультимедийную презентацию, также музыкальный руководитель использовала детские музыкальные инструменты для структурного момента «Музицирование».
Занятие началось с приветствия, что немаловажно, так как малыши таким образом учатся вежливости и налаживанию контакта с окружающими.
Далее последовала разминка и структурный момент «Музыкально – ритмические движения». Данный момент помогает детям активизироваться, улучшить свои двигательные навыки, а также закрепить навыки выполнять движения в соответствии с указаниями музыкального руководителя.
Потом был проведен небольшой игровой момент «Зажги фонарики». Здесь малыши вспомнили и повторили группу слов «Цвета».
После проводился структурный момент «Танец» - «Круговая пляска» для развития двигательной активности и умения танцевать в коллективе.
Далее последовал структурный момент «Музицирование» - упражнение «Ранним утром» : ребята на детских музыкальных инструментах подражали звукам природных явлений.
После снова последовал игровой момент «Музыкальная лесенка», где ребята определяли высоту звуков и как она меняется и высказывали свои мнения по этому поводу, что способствовало развитию мышления и способности выражать свои суждения по поводу услышанного.
Следующим был структурный момент «Слушание», где ребята должны были по звучанию угадать знакомое произведение, данный момент был направлен на тренировку слуховой памяти и способности запоминать названия услышанных ранее произведений.
Далее производилась подготовка речевого аппарата воспитанников к пению посредством распевания, после была исполнена уже выученная ранее песня «Наступила осень» (структурный момент «Пение», посредством которого дети тренировали способность запоминать и воспроизводить тексты песни).
Завершилось занятие двумя структурными моменти «Игра, танец» и «Музыкально – ритмические движения» : сначала была проведена словесно – ритмическая игра, где дети согласовывали произносимые слоги и ритмические такты, после музыкальный руководитель поиграла с ребятами в игру на мышление.
Потом был импровизационный момент с использованием детских музыкальных инструментов – импровизация очень важный аспект в музыкальном воспитании, так как она способствует развитию детского самостоятельного творчества, позволяет ребенку играть не так, как надо, а так, как хочет именно он, проявить свое «Я» в музыке, также позволяет обнаружить задатки музыкального таланта.
Завершилось занятие пляской «Приглашение», которая также способствовала развитию коммуникативных навыков детей, так как для приглашения на танец нужно умение налаживать контакт и договариваться.
Таким образом, на основании разбора примера НОД можно сделать вывод о том, что разные структурные моменты НОД способствуют развитию речи согласно той деятельности, которая в конкретном моменте производится.
Также при реализации непосредственной образовательной деятельности используются логоритмика и фоноритмика – это системы методов и приемов, способствующих развитию речи.
Определим отдельно каждое из понятий.
Логоритмика - это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова (звука, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Занятия логоритмикой могут включать в себя не только речедвигательные упражнения (пальчиковую гимнастику, попевки и чистоговорки, но и релаксационные методы (массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, коммуникативные игры, а также хороводы, мимические упражнения, упражнения в разных видах ходьбы и бега [3].
Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов).
Таким образом, в направлении «Музыка» есть множество средств и методов для развития речи воспитанников [3].
Литература:
1. ФГОС ДО. URL : https://porogoosh.edusite.ru/p74aa1.html
2. Занятие Фроловой А. А. URL : https://infourok.ru/plan-konspekt-razvitie-rechi-doshkolnika-cherez-raznie-vidi-muzikalnoy-deyatelnosti-3719888.html
3. Теория обучения и воспитания, Конспект лекций, Калацкая Н. Н., 2014.