Ольга Михайленко
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием его полноценного психического развития. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценней будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития одной из сторон речи детей. Главной задачей развития речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование лексической стороны речи. Эта задача решается через обучение: пересказу литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов через игровую деятельность, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование, а также сочинение рассказов по картине, серии сюжетных картинок, игрушке.
Публикация «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. О. Н. Сомкова, одна из авторов программы «Детство», пишет, что исследования последних лет (М. В. Крулехт, Г. И. Вергелес, О. В. Солнцева и др.) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок в игре, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по развитию лексической стороны речи с использованием на занятиях интересных, занимательных для детей дидактических игр, которые способствуют появлению интереса у детей дошкольного возраста к данному виду речевой деятельности.
Е. И. Тихеева, Е. В. Флерина, Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская в своих исследованиях отмечают большую роль дидактической игры в овладении детьми всеми сторонами языка.
Таким образом, можно сказать, что речевое развитие ребенка происходит внутри ведущей деятельности-игры, следовательно, оно будет более успешным, если специально организованное обучение и развитие речи будет происходить в процессе этой ведущей деятельности.
Методические рекомендации для воспитателей
Для работы с детьми старшего дошкольного возраста предлагается система дидактических игр и упражнений, которая является наиболее эффективным средством развития лексической стороны речи детей.
Рекомендации по использованию разных видов игр и упражнений:
1) Систематически включайте дидактические игры в работу с детьми по развитию речи, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.
2) Включайте в работу игры и упражнения в порядке возрастания сложности, т. е. используя принцип от простого к сложному.
3) В одну и туже дидактическую игру можно играть несколько раз, варьируя (меняя) исходные данные.
4) Чередуйте словесные дидактические игры с играми с предметами и настольно-печатными.
5) Используйте словесные дидактические игры в разных видах деятельности.
6) Используйте разнообразные формы организации детей.
7) Широко используйте технические средства, наглядный материал.
8) Поддерживайте интерес ребенка к слову, играйте в слова, рифмуйте их, сочиняйте слова.
9) Следите за тем, чтобы работа со словесными дидактическими играми проходила эмоционально, с опорой на настроение.