Юлия Косетченкова
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Автор: Косетченкова Юлия Игоревна, воспитатель ГБДОУ детский сад 53 Красносельского района Санкт-Петербурга.
Каждый родитель с особым трепетом ждет первых слов своего чада! И вот уже звучит заветное «мама» или «папа», и совсем скоро малыш становится полноценным участником диалога.
Публикация «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Каждый этап дошкольного детства характеризуется определенным новообразованием или достижением, в том числе и в речевом развитии ребенка. В возрасте 3-4 лет речь ребенка развивается стремительно:
- активно пополняется словарный запас;
- из односложных фраз ребенок переходит к более сложным предложениям;
- появляются новые, ранее недоступные звуки.
Конечно, не все так безоблачно, есть характерные речевые трудности для этого возрастного периода: «проглатывание» звуков, перестановка звуков и слогов в слове, сокращение слов. Как раз в этот период крайне важно, чтобы социальная среда ребенка создавала условия для формирования речевых навыков, как в семье, так и в дошкольном учреждении.
Основной способ формирования речи младшего дошкольника – это общение. Много общения. У взрослых в запасе есть немало «хитрых» способов активизировать речь ребенка.
Например:
- проговаривать и описывать вслух те действия, которые совершает взрослый; а затем и действия ребенка;
- не спешите по первому невнятному звуку угадать, что хочет ваше чадо! Переспросите, задайте наводящие вопросы, чтобы ребенок все же попытался сам сформулировать фразу.
- обогащайте речь прилагательными, говоря о каком-либо предмете: достали из шкафа для своей принцессы платье, опишите его несколькими словами (красное, красивое).
- народный фольклор (песенки и потешки, соответствующие моменту): умываемся под «Водичка, умой мое личико…», гуляем под «Топают ножки по дорожке…» и т. д.
Способы и методы активизации речи младшего дошкольника
1. Рассказывание по картинкам. Яркие иллюстрации привлекут внимание ребенка, а ваши вопросы помогут рассказать, что же изображено на картинке. Задавайте уточняющие вопросы: «Какого цвета бант у девочки?», «Во что играют дети в песочнице?».
2. Развитие мелкой моторики. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» - писал великий педагог Василий Сухомлинский. И в самом деле, важность мелкой моторики в развитии всех психических функций, в том числе и речи, сложно переоценить. Чем более ловкие пальчики дошколенка, тем лучше и правильнее будет формироваться его речь. Развитию мелкой моторики рук способствуют разнообразные пальчиковые игры: от специальных движений рук в сопровождении соответствующих стихов до банального ощупывания разных по фактуре материалов, угадывания предмета наощупь, работа пальчиков с мелкими деталями.
3. Развитие артикуляционного (речевого) аппарата ребенка. Помимо физиологических проблем, как, например, короткая уздечка, речевой аппарат требует обычных тренировок, в том числе и мышечных. Сложно правильно произнести слово, когда твой язык как будто ватный и не слушается тебя. Формирование артикуляционного аппарата происходит примерно годам к 5. Специфическими проблемами занимаются логопеды и неврологи, а в качестве простой помощи в домашних условиях вполне подходят различного рода зарядки, например, для непослушного язычка. Также полезные дыхательные гимнастики, которые можно проводить в виде игр «Чья пушинка дальше улетит» или «Дуем на вертушку».
4. Ну и самое главное - разговаривайте с ребенком! Всегда и везде. Дорога в детский сад или магазин может стать увлекательной экскурсией, особенно, если этот путь вы проделываете пешком, как раз будет время для беседы. Обратите внимание ребенка на то, какая погода, опишите ее; какое небо и как светит солнце; какие листочки, цветочки или почки на деревьях! Каждое ваше слово пополняет словарный запас вашего малыша.
И не забывайте, что речь ребенка должна развиваться соответственно его возрасту с учетом его индивидуальных особенностей. Все должно быть гармонично: сочетайте речевое развитие с физическим и познавательным. И плоды ваших трудов не заставят себя ждать!