Сангадеева Лариса
Развитие речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи у детей дошкольного возраста
Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Публикация «Развитие речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Практика показывает, значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. они сейчас составляют основной контингент специальных дошкольных и школьных учреждений, особую трудность составляет – неумение отобрать из достаточно узкого словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. В первую очередь это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Навык правильной речи, как и все навыки, приобретаются в семье. Невмешательство в процесс формирования детской речи всегда влечет за собой отставание в развитии. Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению в школе. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. На сегодняшний день особенно актуально обладать познавательной активностью, самостоятельностью в принятии решений, уметь грамотно вести диалог.
Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.
Формы организации работы по развитию речи с детьми могут быть различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения.
Воспитатель в свою очередь решает задачи по развитию речи у детей на занятиях по культуре речи, по развитию математических представлений, по изобразительному искусству, конструированию, на прогулке, во время режимных моментов, где предоставляются большие возможности для свободного общения.
На занятиях используются такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др. Во время занятий необходимо постоянно создавать такие ситуации, которые побуждали бы ребенка к общению друг с другом, с взрослыми, могли правильно произносить слова, грамотно строить предложения, высказывать свои мысли, развивали желание поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни. Воспитатели создают условия способствующее овладению связной речью – это ежедневное общение ребенка со взрослыми и детьми между собой спонтанно возникающая форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий. Воспитателю необходимо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.
В группе организован речевой уголок, который расширил речевую среду, создал у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки. Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.
Развитие связной речи в группе, осуществляется через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок, а так же рассказыванию по мнемотаблице.
Дидактическая игра, развивая речь детей, позволяют включить ребё нка в активный познавательный процесс и решать образовательные задачи: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Для дошкольников игра – это естественный процесс
Одним из способов развитии речи детей, также является сюжетно-ролевая игра, которая оказывает положительное влияние. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.
Планируя свою работу над развитием речи детей, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку - это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве.
А напоследок хотим сказать: культура речи предполагает общую культуру человека, культуру мышления и любовь к языку.