Чеснокова Наталья
Развитие речи у детей посредством музыкальной деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Заключительный скачок в развитии у детей потребности в общении наблюдается на 3-м году жизни, но при этом ярко выявляется несоответствие между стремлением общаться и выработкой навыка общения. Дети взаимодействуют со сверстниками не только в играх, но и на музыкальном занятии. Пение, музыкальные игры, становятся для них своеобразным фактором общественной жизни. На формы и способы взаимодействия в ранние годы жизни ребенка влияет подражание окружающим. Трехлетний ребенок не имеет прочно закрепленных представлений, недостаточно хорошо разбирается в отношениях и связях между явлениями окружающей жизни, поэтому легко верит всему, следует наглядному примеру. Он охотно повторяет за другими и воспроизводит готовые жесты, слова, движения. У детей этого возраста подражание может быть и примитивным, напоминающим механическое копирование, и точным, ярким. Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Развитию речи помогает пение песен и попевок. С одного года можно использовать народные потешки «Сорока – белобока», «Идет коза», «Ладушки». Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развитие речи является повтор. Дети даже не осознают. Что через повторение они заучивают слова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения.
Публикация «Развитие речи у детей посредством музыкальной деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ладушки ладошки, звонкие хлопошки
Хлопали в ладошки, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Самостоятельность – необходимое условие организации совместного пения с детьми, или с вами, дорогие родители. Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков, например: пополнению словарного запаса. Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодию песенки. Пение дает возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков. Развивается дыхательный аппарат. Так например игра «Пузырь» развивает речевое дыхание.
«Надувайся пузырь»
Играют несколько человек.
Они становятся тесным кругом
и «Надувают пузырь» наклонив голову вниз
дуют в кулачки, составленные «трубочкой».
При каждом раздувании все делают шаг назад,
выпрямляются, набирают воздух,
затем снова наклоняются и произносят
«Ф –Ф –Ф –«выдувая воздух в свою «трубочку».
Так повторяется 3 -4 раза. Затем дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг и приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Образуется большой растянутый круг. Ведущий дотрагивается до соединения рук и говорит: Воздух, воздух выходи! Все дети сбегаются к центру и произносят звук т- с – с – с….
Игра «Чей одуванчик улетит дальше?
Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3- 4 раза.
Играя в игру «Снежинки» происходит развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох. Взрослый показывает кусочек ваты и говорит детям:
На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает!
Оля оделась и пошла гулять.
Большая и красивая снежинка опустилась на Олину
варежку. Оля подула на нее и снежинка полетела
А ты хочешь подуть на снежинку? (Дети дуют)
Упражнение повторяется 2 – 3 раза.
Кроме пения, речь ребенка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Например, через музыкальные пальчиковые игры. Как известно, развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Малышам нравятся потешные игры с пальчиками. Вы уважаемые родители можете играть с детьми в эти игры. Приговаривая веселые стишки, напевая короткие четверостишья: «Сорока –Ворона», «Ладушки», «Водичка, водичка, умой мое личико»
Игра с пением на развитие речи. «Водичка»
Ход игры:
Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода (с-с-с). Поет потешку:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Можно спеть 3-4 раза.
Следующая игра с пением: «Паровоз».
Ход игры.
Взрослый показывает ребенку паровозик или картинку, напоминает как паровоз гудит у….у…. Предлагает так же протяжно и громко повторить этот звук. (Взрослый следит, чтобы что бы при воспроизведении звука у…. у, ребенок вытягивал губы «трубочкой». В конце игры ребенок и взрослые идут по комнате «паровозиком» и ребенок громко подражает гудку паровоза. Затем вместе поют песенку.
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чох-чох, чу-чуу!
Я далека укачу –ууу!
Ученые, которые изучают деятельность детского головного мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи детей в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развивая систему движений, мы влияем на психические процессы» отмечал А. В. Запорожец. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Проводите с детьми множество игр по пальчиковой гимнастике, например: «Человечки» (бег на скорость большого и указательного пальца) «Пальчики здороваются», «Подружись с соседом» (прилипание попарно) «Мальчик – пальчик где ты был?», «Это пальчик дедушка».
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка!
Этот пальчик мамочка!
Этот пальчик я – вот и вся моя семья!
Тренировку можно начинать с 6 -7 месяцев: легкий массаж, разминание каждого пальца, сгибание, разгибание их ежедневно в течении 2 -3 минут. С одного года можно использовать игры с мячом, кубиками, погремушками. Для того, чтобы процесс формирования речи проходил успешно, необходимо развивать слуховое внимание. Можно спросить малыша «Отгадай, что звучит? Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка).Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
Игра «Барабан»
Взрослый показывает барабан, барабанит, сопровождая свои действия словами:
Бам, Бам, Бам! Так поет барабан.
Затем спрашивает у ребенка:
Как поет барабан?
ребенок вместе со взрослым воспроизводит звуки.
Игра «Отгадай, кто к нам пришел»
Взрослый показывает игрушки: корова. Коза, курица, машина, мишка, собачка, киска, спрашивает как они разговаривают.
Дети произносят звукосочетания.
Игра «Солнце и дождь».
Взрослый ребенку говорит, что они сейчас пойдут на прогулку.
Погода хорошая и светит солнышко (при этом он звенит в бубен). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему – спрятаться от дождя) Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться»
Игра «Разговор шепотом»
Взрослый находясь от ребенка на 2 – 3 метра, говорит шепотом,
Ребенок должен услышать и понять то, что вы произнесете шепотом (например можно попросить ребенка принести игрушку)
Игра «слышим звон и знаем, где он».
Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звон и не открывая глаза, рукой показать направление. Успешно помогает справиться с проблемами в развитии речи детей логоритмика, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Логоритмика – это система музыкально – двигательных, речедвигательных, музыкально – речевых игр и упражнений, направленная на коррекцию речевых нарушений посредством движений. Цель логоритмииииики – развитие речи, посредством движения, а так же развитие коммуникативных качеств ребенка. Ритмика –основа правильного формирования речи. Взрослые помогают детям проговаривая слова, вместе с притопами, с хлопками и. т. д. Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с другими ребятами. Ребенок который хорошо говорит, может пригласить другого в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет. Результаты наблюдений за развитием речи и навыками речевого общения детей 2 – 3 лет занесите в таблицы.