Надежда Михайлюк
Развитие речи во второй младшей группе «В гости к бабушке Варваре»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей.
Коммуникация: формировать интонационную выразительность речи, активизировать словарь детей, совершенствовать звукопроизношение.
Познание: продолжать знакомить детей с предметами быта в избе, с их назначением (ухват, печка, миска, самовар, скалка).
Художественное творчество: закреплять навыки лепки (скатывание и расплющивание, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Труд: воспитывать желание трудиться, чувство радости от совместного труда, чувство коллективизма.
Публикация «Развитие речи во второй младшей группе „В гости к бабушке Варваре“» размещена в разделах
Чтение художественной литературы: познакомить детей с новой потешкой про Кота «Как у нашего Кота», повторить потешки «Кисонька – Мурысонька», «Ходил Котик на Торжок», «Вот идет черный Кот», «Киска, брысь», повторить слова «Каравай».
Музыка: закреплять умение выполнять движения в определенном ритме, синхронно образовывать хоровод, идти в хороводе друг за другом, менять направление хода.
Безопасность: соблюдать правила работы со слоеным тестом.
Предшествующая работа:
1. Разучивание русского народного хоровода «Каравай». Разучивание загадок, потешек, песен. Чтение русских народных сказок.
2. Экскурсия в комнату русского быта.
3. Рассматривание атрибутов «Русской избы», сделанных из дерева, глины, ткани, металла.
4. Рассматривание иллюстраций с деревянными постройками, поделками из дерева.
5. В непосредственно-образовательной деятельности изготовление аппликаций с матрешками, рисунков с матрешками, мисками.
6. Фотографирование группой для подарка внучке Кати после непосредственно-образовательной деятельности, развлечения.
7. Во время группового чаепития, описание вкуса чая (крепкий, ароматный, горячий, полезный).
8. Изготовление «звучащей картинки» (с котиками (музыкальными, столом, тарелками).
Материал к непосредственно-образовательной деятельности:
1. Непосредственно-образовательная деятельность проводятся в группе, оборудование ее в русском народном стиле.
2. Одежда детей (у девочек сарафаны, платочки, бусы, у мальчиков – рубашки, пояски). Одежда бабушки (русский народный сарафан).
3. Кукла Катя в русском народном костюме.
4. Печка, сделанная из модулей.
5. Лавки, половики.
6. Мелкие предметы народного быта: свистульки, ложки, салфетки, деревянные игрушки, скалочка, глиняная посуда, ухват, чугунная сковорода, клубки ниток со спицами.
7. Мягкая игрушка котик (музыкальный).
8. Магнитофон с мелодиями русских народных песен (в записи).
9. Фотографии детей в русских народных костюмах в фотоальбомах, готовые аппликации.
10. Чай, чашки с блюдцами, стол.
11. Оладушки, пряники, печение (для угощения, соленое тесто (для лепки).
12. Миска со сметаной (для котика).
13. Пригласительная открытка (для детей).
14. Вязаные и сшитые платья (для куклы Кати).
15. Красивая коробочка (для подарков).
16. «Звучащая картинка - заготовка» с изображением котиков, стола, тарелочек, скатерти.
17. Влажные салфетки, доски (для лепки).
Словарная работа:
Кочерга, чугунок, лавка, скалка, ухват, печка, миска, половики, горница, изба, горенка, светелка, самовар, котя-коток, котенька.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель: - Из деревни пришла пригласительная открытка от бабушки Варварушки, в которой говориться, что у внучки Кати День рождения, и она всех приглашает к себе в гости на чаепитие. Ребята, подумайте, в какой одежде ходят в гости?
Дети: -ответы детей (в красивой, нарядной, с подарками)
Воспитатель: - Вот и мы с вами оделись красиво, готовы идти в гости?
Дети: -Да.
Воспитатель: - Тогда в путь.
(Бабушка и внучка Катя встречают гостей)
Воспитатель: - Здравствуйте, гости дорогие! Рады вас видеть! Проходите, пожалуйста, детки милые, красивые, да рассаживайтесь поудобнее. (Дети садятся на лавки). Скажите, как называется мое жилище?
Дети: - Горница, изба, горенка, светелка.
Воспитатель: - Молодцы, знаете, как правильно называется. Запомнили. Посмотрите, как у меня красиво (рассматривание горницы). Какие вы молодцы, что откликнулись на наше приглашение. Ведь у нас сегодня не простой день, у нас сегодня праздник – моя внучка Катя именинница.
Помните, я просила вас вернуть мне скалочку! Так вот, она мне очень пригодилась, с ее помощью я приготовила вкусное угощение – сладкие прянички, печение.
Ой, а вот у меня и толстый, пузатый стоит и пыхтит! Что это?
Дети: - Самовар.
Воспитатель: - Правильно! Самовар.
Мы сейчас поздравим Катю и будем угощаться (дети поздравляют Катю с Днем рождения, дарят подарки – фотографии, аппликации).
Ребятки, а вы не хотите для Кати спеть «Каравай»?
Дети: - Конечно хотим ее поздравить и спеть «Каравай»
(Проводится русский народный хоровод «Каравай» с участием внучки Кати. Дети строятся в круг, Катя в центре круга).
Все вместе: - Как на Катин День рожденья
Испекли мы каравай
Вот такой вышины
Вот такой нижины
Вот такой ужины
Вот такой ширины
Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай
Из любых любую
Ленту голубую.
Я люблю конечно всех
Но, а (имя ребенка)
Больше всех.
(Дети, напевая мелодию «Калинка», хлопают в ладоши).
(Игра повторяется два раза. В конце дети говорят Кате свои пожелания).
Кукла Катя: - Спасибо вам, ребята, за ласковые слова. добрые пожелания, дорогие подарки.
Воспитатель: - Я тоже, внучка, тебе подарок приготовила. Вот эти платья сшила и связала. Носи на здоровье. (Бабушка дает два платья внучке Кате)
Кукла Катя: - Спасибо, бабушка Варварушка!
Ребята, а вы хотите узнать, кто мой маленький друг? Узнаете, если отгадаете загадку: «Маленькие лапки, а в лапках – царапки».
(Ответ детей)
Дети: - Котик.
Воспитатель: - Правильно, ребятки. А как его еще можно назвать? (Коток, котенька).
(С печи слышится мяуканье)
Кукла Катя: -А вот и он. Все на печке лежит, греется.
Воспитатель: -Я хочу вам рассказать потешку про Кота. (Берет котика на руки (котик мяукает) и начинает рассказывать потешку «Как у нашего Кота»). Слушайте внимательно.
Как у нашего Кота
Шубка очень хороша (показ шубки, поглаживание)
Мягкая, пушистая
Серенькая, чистая.
Как у Котика усы (показ усов)
Удивительной красы,
Глазки смелые, (показ глаз)
Зубки белые (показ зубов).
Повторим все вместе потешку. (повторяется два раза).
Какая у Котика шубка? (Хороша, мягкая, пушистая, серенькая, чистая).
Варя, а какие усы у Кота? (Удивительной красы)
Злата, а глазки какие? (Смелые).
А зубки у кота, Никита, какие? (Белые).
Котя – коток, а тебе понравилась потешка?
Котик: - Мяу – мяу – мяу!
Воспитатель: - Конечно понравилось, котик даже замурлыкал. Как он мурлыкает?
Дети: - Мур – мур – муррр! (повторить несколько раз).
Воспитатель: - Он так вас благодарит.
Котик, а ребятки знают про тебя еще потешки, хочешь послушать?
Котик: - Мяу – мяу – мяу!
Ребенок: - Вот идет черный кот
Притаился, мышек ждет,
Мышка норку обойдет
И к коту не подойдет.
Ребенок: - Киска, киска, киска брысь.
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет
Через киску упадет.
Ребенок: - Кисонька – Мурысонька,
Ты где была?
- На мельнице.
-Кисонька-Мурысонька,
Что ты там делала?
-Муку молола.
- Кисонька – Мурысонька,
Зачем тебе мука?
- На прянички.
- Кисонька – Мурысонька,
С кем прянички будешь есть?
- Одна!
- Не ешь одна, не ешь одна,
Поделись с нами.
Котик: - Мяу – мяу – мяу!
Воспитатель: -Ай-яй-яй, ну, и кисонька! А вот Котик говорит по другому.
(Подносит котика к уху)
Котик говорит, что поделится с вами.
Ребенок: - Ходил Котик на торжок.
Купил Котик пирожок.
Пошел Котик на улочку,
Купил Котик булочку.
Самому ли съесть
Либо деткам снесть?
Я и сам укушу,
И ребяткам отнесу.
Ребенок: - Котя, Котя, Котя – Кошечка,
Не сиди ты на окошечке,
Приходи ты, Котя, в гости к нам,
Я тебе сметанки вкусной дам!
Воспитатель: - А в чем ты, Ярослав, сметанку дашь?
Ребенок: - В глиняной миске (подает сметанку в миске, котик лижет сметанку).
Воспитатель: - Угощай котика из глиняной миски. А еще, что любит котик?
Ребенок: - Колбаску, сосиски, мясо, рыбку, молочко, булочку, пирожок.
Воспитатель: - А может быть мы с Вами для котика еще угощение приготовим?
Дети: - Да!
(Включается русская народная мелодия).
Воспитатель: - Чем вы хотите угостить Кота? (ответы детей)
Вот вам тесто, можете, что-нибудь слепить (дети начинают лепить). Можно раскатать и сделать сосиску. А можно раскатать и расплющить-получится булочка или пряник.
Что у тебя получилось, Никитка? (Сосиска)
Что у тебя, Ульяна? (Булочка).
А у Ильи-пряничек.
Ой, сколько много угощения для котика, можно позвать еще и его друзей, чтобы всех угостить. (выдвигается стол с готовой «звучащей картинкой», иллюстрация на которой приклеены котики с музыкальными коробочками, стол со скатертью, тарелочки на каждого котика. Дети дополняют картину новыми элементами: изделиями из теста (булочку, сосиски, прянички, положив их на тарелочки из бумаги).
Вот и котиков угостили. Пора и нам угощаться.
Ой, а что это:
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
Дети: - Печка.
Воспитатель: - Ребята, посмотрим, что там в печке? Возьмем ухват и достанем сковороду с теплыми оладушками.
Как это называется? Повторите.
Ребенок: - Ухват.
Воспитатель: - А Никитка знает загадку про ухват.
Ребенок: - Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
Воспитатель: - Правильно – ухват! Как вы понимаете эту загадку? (ответы детей).
Кто мне поможет оладушки достать из печи? (Дети помогают)
А вот и самовар у нас нагрелся, пора чай наливать да гостей угощать. А чай-то у нас крепкий, ароматный, полезный с лесными ягодками да травами, сама собирала на зиму запасала. Угощайтесь пряниками, печеньем, горячими оладушками.
(Дети угощаются, благодарят бабушку и прощаются с ней и Катей вежливыми словами)