Лариса Тупотилова
Развитие речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая деятельность, будто мозаика, где образ складывается из кусочков, которые необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоёмкая. Не всегда частички совпадают. Бывает, всё приходится пересматривать заново.
Проработав в детском саду 10 лет, самой актуальной считаю проблему развития речи дошкольников.
Публикация «Развитие речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Главным проявлением развития речи выступает попытка ребёнка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих. Следовательно, ведущей задачей является развитие связной речи. Решение остальных задач направлено на её совершенствование.
В подготовительной группе дети осваивают новые и переносные значения слов, осваиваются средства языковой выразительности: метафора, сравнение, олицетворение. Дети узнают, что одним словом можно назвать совершенно разные предметы. Например: лук - растение и лук-оружие, ключ- от дверей, гаечный.
Знакомя с произведениями художественной литературы, мы обращаем внимание детей на сравнения: «Лес точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный», эпитеты, синонимы: «весёлый, радостный, довольный шагает с ёлкой Дед Мороз». Дети сочиняют и отгадывают описательные загадки: «Шустрый, круглый и колючий и ничуточки не злючий».
Дети осваивают термины: гласный, согласный звук, твёрдый и мягкий согласный звук и др., используют их при звуковом анализе четырёх, пяти слов. В это время и начинается процесс обучения чтению и элементам печатного письма. Используются и книги и прописи, и журналы с наклейками, речевые альбомы по темам: «Загадки детей», «Страна животных», «Уговорушки», «Сказки, песенки, потешки» (альбомы выполняются для малышей старшими детьми совместно с воспитателем).
На занятиях по обучению грамоте мне предстоит научить ребят составлять схему предложения. Мы уже составляли простейшие схемы, а теперь предстоит разбирать на слова. Скучно? Ни капельки! В глазах детей светится работа мысли.
На моих занятиях дети очень любят отправляться в путешествия, встречаться со сказочными героями, решать проблемные ситуации-вот тот момент в начале каждого занятия, чтобы заинтересовать ребёнка. Наиболее успешно я использую такие формы как игры – занятия, индивидуальные занятия. К каждому занятию подхожу творчески, тщательно его подготавливаю, использую много наглядного материала, игр и игровых упражнений. Использование элементов двигательной активности, драматизации делает занятия более живым, интересным, результативным.
Также на своих занятиях я использую различные средства обучения: тексты (рассказы, сказки, загадки, стихотворения) с помощью которых я стараюсь не только познакомить детей с разнообразными предметами, жизнью животных и растений, взаимоотношениями людей, представлениям о грамматических конструкциях, но и добиться, чтобы все это было сознательно использовано самими ребятами. Широко использую средства ТСО. На занятиях я работаю с интерактивной доской, совместно с детьми мы составляем презентации, которые в будущем помогают нам работать в других образовательных областях. Создаются проблемные ситуации, в которых ребенку необходимо было бы высказаться.
Задача, которую я ставлю перед собой на каждом занятии-направить ребёнка в нужное русло, помочь ему заново открыть, заново придумать. Заново-для мена, для ребёнка- впервые. Ведь во время исследований и получения положительного результата ребёнок испытывает те же самые эмоции и чувства, что и самый настоящий учёный! Хочется, чтобы мои дети, уйдя из детского сада, умели и желали добывать знания самостоятельно.
Часто я вспоминаю слова Я. А. Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем» и следую с ней по жизни!