Ольга Каплина
Конспект занятия по развитию речи «Сравнение и описание предметов декаративно-прикладного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- Закреплять знание о декоративно-прикладном искусстве.
- Воспитывать интерес к творчеству русских мастеров.
- Учить описывать предметы, отмечать характерные особенности и различие в знакомых видах росписи.
- Упражнять в подборе определений к словам, обозначающих предметы декоративно-прикладного искусства.
Оборудование демонстрационное:[/b] матрешка, дымковская барышня, подносы хохломской и жостовской росписи, фонограммы русской народной мелодии и песни "Русский сувенир" (стихи и музыка Э. Чуриловой).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Сравнение и описание предметов декаративно-прикладного искусства“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель читает народную легенду, сопровождая показом слайдов:
Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней- так начинается наша сказка. Вся земля наша - земля мастеров. Все может человек; превратить дерево в терем расписной, камень - в украшение или шкатулку, глину - в игрушки забавные или посуду, железо - в подносы красоты невиданной.
Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Однажды случилось чудо. Принес ветер к избе мастера два цветка. Один с северной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные: один цветок - огонь, другой цветок - снежинка. Посадил он их у себя дома. Но не знаал мастер, что они волшебные. В первый же вечер, как только мастер уснул, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному удивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. попросил мастер у цветов, чтобы они показали чудо всем жителям.
Как взмахнул цветок - огонь своей шапочкой - разлетелись во все стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной. Как упали несколько цветов на подносы,так и засияли там букеты. Второй цветок взмахнул своей шапочкой - вокруг разлетелись серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы, как на ковре.
В народе сказывают и о другом чудо-мастере, который жид в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом посуду простую деревянную и посуда вмиг превратилась в "золотую". С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером своих солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет "золотой посуды", а сам исчез.
Воспитатель привлекает внимание детей к предметам декоративно-прикладного искусства, стоящим на столе, загадывает загадки:
Мы - игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
У нас ручки крендельком,
Щечки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
(Дымковские барышни)
Ростом разные подружки,
А похожи друг на дружку,
Круглолицы и румяны,
В разноцветных сарафанах
Русские красавицы
Всем нам очень нравятся.
(Семеновские матрешки)
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши,
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты,
Блестят они как золотые,
А может солнцем залитые.
(Хохломская посуда)
Круглые, железные,
В хозяйстве полезные,
Черные, желтые, красные,
Удивительно прекрасные.
(Жостовские подносы)
Педагог предлагает рассмотреть предметы, сравнить: матрешек, дымковскую барышню, жостовские и хохломской подносы, найти их различие и сходство (материал, фон, особенности росписи, использование).
Физминутка "Матрешки"
Вот похлопали в ладошки
наши дружные матрешки.
(дети хлопают в ладошки)
На ногах у них сапожки,
А на них блестят застежки.
(выставляют поочередно ноги)
Ох, девчонки озорные,
Все матрешки расписные.
(одна рука согнута перед собой,
вторая опирается на нее;
указательный палец к щеке;
выполняют наклоны головы вправо - влево)
В сарафанах ярких, пестрых
все похожи словно сестры.
(стоя на месте, поворачиваются вправо - влево)
Влево - вправо наклонились
(выполняют наклоны)
и знакомым поклонились.
(выполняют поклон)
Дидактическая игра "Магазин сувениров"
Продавцы должны заинтересовать покупателей своим товаром и интересно рассказать о товарах, рассказать из чего он сделан, какими узорами украшен и для чего может быть использован.
Выслушав детей, педагог просит подумать как можно дополнить рассказы продавцов при описании предметов и подобрать определения к словам: хохлома, роспись, узор, матрешка. Напоминает, что ранне данные предметы использовались практически - как игрушки, посуда, музыкальные инструменты, сейчас это предметы для оформления украшения помещения, а иностранные гости приобретают их как сувениры из России.
Воспитатель включает фонограмму песни "Русский сувенир".