Мухамеджанова Зифа
Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте.
Цель, задачи и содержание обучения связной речи дошкольников.
Виды рассказов и приемы обучения детей рассказыванию.
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Публикация «Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста :
1. Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
2. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
- связные высказывания короткие;
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности высказывания очень низкий.
3. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания
Цель, задачи и содержание обучения связной речи дошкольников.
Основная функция связной речи, коммуникативная, осуществляется в двух основных формах:
- диалог,
- монолог.
Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
Можно выделить несколько групп диалогических умений:
1. Собственно речевые умения:
2. Умения речевого этикета.
3. Умение общаться в паре, группе из 3 – 5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые (невербальные) умения уместное использование мимики, жестов.
Большое место во всех возрастных группах занимает формирование культуры общения. Детей учат называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами (Таня, Танюша); во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику; разговаривать без крика, но достаточно громко, чтобы собеседнику было слышно; не вмешиваться в разговоры взрослых; быть общительными и приветливыми без навязчивости.
Задачи и содержание обучения монологической речи определяется особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.
Всякое монологическое высказывание характеризуется рядом признаков. Выделяются такие основные признаки: целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); структурное оформление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями монолога); объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).
Для достижения связной речи необходим ряд умений, а именно: умений понимать и осмысливать тему, определять ее границы; отбирать необходимый материал; располагать материал в нужной последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить речь преднамеренно и произвольно.
В зависимости от функции выделяют 4 типов монологов:
• Описание-характеристика предмета
• Повествование-связный рассказ о каких-нибудь событиях
• рассуждение –логическое изложение материала в форме доказательства
• контаминацию-смешанные тип, с элементами остальных типов
Виды рассказов и приемы обучения детей рассказыванию.
Виды:
1. Рассуждение;
2. Пересказ;
3. Рассказ;
4. В зависимости от источника высказывания;
5. Рассказывание по игрушкам и рассказывание по картинам;
6. Рассказывание из опыта;
7. Творческие рассказы;
8. Рассказы о будущих играх;
9. Рассказы по восприятию, по памяти, по воображению;
10. Рассказывание по зрительному, осязательному или слуховому восприятию;
11. Рассказывание по памяти;
12. Рассказывание по воображению.
Дети дошкольного возраста составляют рассказы на наглядной основе и без опоры на наглядность.
Методы:
- совместное рассказывание (ребенок и взрослый);
- образец рассказа;
- анализ образца рассказа;
- план рассказа;
- коллективное составление рассказа;
- составление рассказа по частям;
- моделирование;
- оценка детских рассказов;
- мотивационная установка.
Описание каждого вида:
1. Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении обязательны две смысловые части: первая – то, что объясняется или доказывается; вторая - само объяснение или доказательство. В его структуре выделяются тезис (обычно начальное предложение, доказательства выдвинутого тезиса или вывод-заключение. Дети дошкольного возраста овладевают наиболее простыми рассуждениями разговорного стиля.
2. Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи).
3. Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение или контаминация).
4. В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи: 1) по игрушкам и предметам, 2) по картине, 3) из опыта, 4) творческие рассказы.
5. Рассказывание по игрушкам и рассказывание по картинам: При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается рассказ о выполненных или возможных действий с игрушкой или предметом, о том, как появились эти вещи у ребенка (т. е. здесь имеет место контаминация). В повествовательных монологах дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией, созданной при помощи игрушек, а также придумывают рассказ по картине, с выходом за рамки изображенного, или по игрушкам (одной или нескольким). В рассказывании по игрушкам и картинам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.
6. Рассказывание из опыта опирается на представления, полученные в процессе наблюдений, а также разных видов деятельности, и отражает переживания и чувства ребенка. В монологах из коллективного и индивидуального опыта формируются навыки и повествования, и описания, и рассуждения.
7. Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придуманные детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались. Сказки чаче всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.
8. Э. П. Короткова выделила еще один вид детских рассказов – о будущих играх. По теме и содержанию это рассказы о предстоящих играх. Дети учатся в элементарной форме планировать свои игры. Поскольку речь идет об играх, которых еще не было, то эти рассказы близки к творческим. Однако отличаются от них тем, что ребенок рассказывает о себе, а не воображаемом действующем лице.
9. В зависимости от ведущего психического процесса, на который опирается детское рассказывание, в методике принято выделять рассказы по восприятию, по памяти, по воображению.
10. Рассказывание по зрительному, осязательному или слуховому восприятию носит описательный характер и подводит ребенка к рассуждениям. Дети рассказывают о тех предметах или явлениях, которые воспринимают в данный момент. Содержание текстов, создаваемых детьми, определяют сами предметы и явления, а наглядно воспринимаемые признаки и качества облегчают выбор соответствующих языковых средств. К данному виду рассказывания относятся описания игрушек, картин, натуральных предметов, явлений природы. В рассказывании по восприятию обеспечивается единство сенсорного, умственного и речевого развития.
11. Рассказывание по памяти – это рассказывание из опыта, о пережитом, воспринятом ранее. Это более сложная деятельность, чем рассказывание по восприятию. Она опирается на произвольную память.
12. Рассказывание по воображению – это творческие рассказы детей. С психологической точки зрения основой творческих рассказов является творческое воображение. В новых комбинациях детьми используются представления, хранящиеся в памяти, ранее усвоенные знания.