Получи документы

Развитие речи ребенка — важнейшая задача семьи, дошкольных учреждений и школы

Елена Андреева
Развитие речи ребенка — важнейшая задача семьи, дошкольных учреждений и школы
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи ребенка является важнейшей задачей семьи, детских дошкольных учреждений и школы.

Язык и мышление неразрывно связаны между собой. Недостатки речи могут задерживать умственное развитие : ведь речь служит выражением мысли, формирует мышление. Отсутствие правильной и развитой речи затрудняет нормальное и правильное развитие ребенка.

Публикация «Развитие речи ребенка — важнейшая задача семьи, дошкольных учреждений и школы» размещена в разделах

На семью, как и на дошкольное учреждение, ложится большая ответственность в воспитании и развитии ребенка. Наибольшего успеха в развитии и воспитании детей можно достигнуть лишь тогда, когда между детским садом и семьей существует взаимопонимание и тесная взаимосвязь.

Но чтобы семья могла оказать всестороннюю помощь детскому саду в развитии и воспитании ребенка, она должна владеть педагогическими знаниями. Поэтому мы поставили перед собой цель - помочь родителям в вопросах воспитания у ребенка правильной, чистой речи, обеспечить практическим материалом, который можно рекомендовать родителям для закрепления у детей правильного речевого развития в условиях семьи.

Ребенок много времени находится вне стен детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т. д. В общении с окружающими обогащается его словарь. Ребенок учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Знания родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства - школе, знаний некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, - все это, несомненно поможет родителям организовать речевые занятия дома, в условиях семьи.

Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется воспитателем, прежде всего в беседах и на консультациях. Воспитатель доводит до сведения родителей о том, как развивается речь их ребенка, указывает, какой раздел он не усвоил или усвоил слабо, и в каких дополнительных занятиях нуждается.

Эффективны и другие формы работы - организация папок - передвижек, где даются сведения о формировании звукопроизношения, небольшие заметки, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста в родительских уголках, консультации специалистов. Например, логопеда, который может рассказать родителям, как предупредить или исправить некоторые недостатки звукопроизношения. Советы медсестры помогут следить за состоянием и развитием речевого аппарата ребенка, помогут уберечь неокрепший голосовой аппарат от заболеваний связанных с неправильным дыханием ребенка. Особенно в холодную погоду, предупредить хронический насморк, оберегать слух детей от постоянных сильных звуковых воздействий, а при заболеваниях органов слуха - на своевременное медицинское лечение.

В помощь родителям в формировании речи ребенка в семье воспитатель может рекомендовать для заучивания детьми дома некоторый практический материал - загадки, пословицы, потешки, считалки, стихи, скороговорки и т. д., с целью упражнения ребенка в четком произнесении звуков и слов, а также посоветовать, какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста. Можно организовать выставку новых книг, которые бы было полезно прочитать ребенку дома.

Научить ребенка говорить - значит научить его мыслить.

Сегодня телевидение, видео, компьютеры конкуренты книгам. Но больше не для детей, а для родителей. Это родители не могут оторваться от телевизора, чтобы почитать вместе со своими детьми, несмотря на их настойчивые просьбы. Как показывает жизнь, впоследствии обделенными оказываются не только дети, но и сами родители. Поэтому, очень важно напомнить родителям о пользе чтения стихов, рассказов, сказок и т. д.

В процессе работы с семьей воспитатель указывает, чем и как следует заниматься с ребенком дома, как можно пользоваться практическим материалом, чтобы дети в процессе таких занятий не только получали знания, вырабатывали определенные навыки и умения, но и испытывали интерес к речевым занятиям. Интересными и полезными для молодых родителей являются собрания, на которых выступают и делятся своими впечатлениями о воспитании речи в условиях в условиях семьи сами родители. Можно попросить рассказать их о том, как они устраняли те или иные трудности в речевом развитии своего ребенка. Полезны открытые занятия по развитию речи, где могли бы присутствовать и родители.

Важно обращать внимание родителей и на то, что в общении с ребенком нельзя подделываться под детскую речь, произносить слова искаженно, а также произносить недоступные для понимания ребенка слова, слова сложные в звуко-слоговом произношении.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему пересказать содержание сказки, ответить, что изображено на картинке. Дети легко справляются с этим заданием, но в своем рассказе допускают иногда речевые ошибки. В беседе логопед подчеркивает, что в ходе высказывания перебивать ребенка не следует, надо дать ему возможность завершить задание, а затем, запомнив неточности в его речи, указать на ошибки, дав правильный образец.

Нельзя уклоняться от вопросов, задаваемых ребенком, хотя порой на них невозможно ответить. Педагог советует родителям: как бы они не были заняты, все же выслушали ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями от просмотренного мультфильма, от прочитанной ему книги, об увиденном во время прогулки.

Логопед указывает родителям на то, что в семье для ребенка необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовольствие от общения со взрослыми, родственниками, получил от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился строить предложения правильно и четко произносить звуки и слова.

В беседе с родителями логопед постоянно напоминает им, что овладение ребенком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, родители будут тем самым не только расширять кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению им правильной речью.

Овладение речью позволяет ребенку обогатить свой жизненный опыт, активнее накапливать знания, совершенствовать умение жить в коллективе сверстников.

На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей дошкольного возраста с нарушениями речи, а отсюда соответственно проблема предупреждения и преодоления данных нарушений у этой категории детей, проявляющихся в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях в общении, во взаимоотношениях с окружающими.

Нарушение речи - достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. И, если вовремя их не исправить в детском возрасте, то в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый» т. е. ведут к возникновению у детей явлений дезадаптации, мешая им учиться, и, в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Общество непрерывно развивается. Поток информации резко возрастает. В связи с этим и содержание образования терпит постоянные изменения. Овладение элементарными навыками и знаниями переносится на более ранний период.

Программы сегодняшнего первого класса достаточно сложные. Первоклассник уже должен уметь читать. Овладение навыками чтения является частью речевого развития и одним из способов получения информации. Вот поэтому и педагоги, и родители озабочены необходимостью более раннего развития правильного звукопроизношения и обучения детей грамоте.

Дошкольное детство - это период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития.

Три - четыре года - очень важный период в жизни ребенка.

Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности формируются предпосылки нравственного, физического и умственного развития малыша и наступает качественно новый этап освоения речи.

Речь включает все виды деятельности, в том числе и познавательную. У ребенка растет потребность узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Расширение отношений со взрослыми и сверстниками приводит к интенсивному развитию всех сторон речи :

словаря

звуковой культуры

грамматического

строя связной речи

овладения навыками чтения.

В 4 года ребенок проявляет большой интерес к звуковой стороне слова. Обучение правильному звукопроизношению выделяется как ведущая линия развития речи детей 3-4 лет. Это подготовит детей к следующему этапу обучения - развитию звукобуквенного анализа.

Необходимо воспользоваться речевой одаренностью 3-4 летних детей: развивать правильную артикуляцию звуков, закладывать основы усвоения курса фонетики и морфологии русского языка.

Известный советский психолог Л. С. Выготский отмечал, что слишком позднее начало обучения не играет той роли в развитии, какую оно играет тогда, когда происходит в оптимальные сроки.

Своевременно начатое обучение играет огромную роль в формировании развития речевого слуха и правильного произношения.

Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность обучения. Воспитание звуковой культуры речи на более поздних этапах идет более медленными темпами и не приводит к желаемым результатам. Чем позднее начинается работа в этом направлении, тем сильнее будет закрепляться неправильное звукопроизношение, тем сложнее ребенку будет даваться обучение чтению.

Овладение произношением всех звуков к пяти годам и развитие фонематического слуха возможно при условии специально организованного обучения в оптимальные возрастные сроки (от 3 до 5 лет).

Таким образом, проблема формирования правильных артикуляционных навыков, лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о коррекционной работе с детьми обозначенного возраста становится одним из актуальных.

^ Задачи логопеда :

Воспитывать ЗКР; овладевать произношением звуков родного языка.

Развивать артикуляционный аппарат; отрабатывать правильную артикуляцию различных звуков и звукосочетаний.

Совершенствовать слуховое внимание и фонематический слух.

Развивать различные стороны психической деятельности: мышление, внимание, память.

Формировать интонационную выразительность речи : уметь выражать настроение, чувства с помощью темпа, ритма, силы голоса.

Активизировать и расширять словарь детей: использовать в речи слова, обозначающие действия, качества и свойства предметов; слова, обозначающие некоторые родовые и видовые понятия.

Осваивать и использовать в разговорной практике слова, связанные с культурой общения.

Развивать общую и мелкую моторику.

^ Педагогическая ценность программы учителя-логопеда Кучукбаевой Л. Н.

профилактика нарушения звукопроизношения

качественное развитие фонематического слуха.

Разработанный перспективный план по теме: «Профилактика фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего и среднего дошкольного возраста» предусматривает выделение в нем инвариантного ядра, в основе которого лежат государственные Стандарты дошкольного образования, в частности:

речевое развитие детей :

-побуждать детей обращаться ко взрослому с вопросами, суждениями,

высказываниями;

-побуждать детей к речевому общению между собой;

-обеспечивать развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их

возрастными возможностями.

-следить за правильным произношением, в случае необходимости

поправлять и упражнять детей;

-обеспечивать развитие образной стороны речи;

-знакомить детей со словами, имеющими одинаковое значение

(синонимами, противоположное значение (антонимами, имеющими

одинаковое звучание, но различное значение (омонимами);

создавать условия для овладения детьми грамматическим строем речи : учить правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами, формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения;

поощрять детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания (описание игрушки, картинки, пересказ и самостоятельное сочинение сказок и пр.); поощрять детское словотворчество.

развитие игровой деятельности:

- создавать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре;

предлагать детям образцы различных игровых действий; способствовать возникновению эмоционально - насыщенной атмосферы в игре;

организовывать игры с учетом личностных особенностей и специальных потребностей детей

физическое развитие и здоровье :

- создавать различные виды двигательной активности детей (физ. минутки, динамические паузы) в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

- варьировать нагрузку и содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка;

- в соответствии с возрастными особенностями использовать игровые образы и воображаемые ситуации (при проведении динамических пауз, физкультминутках).

Публикации по теме:

Олимпиада, посвященная 300-летию Кузбасса, для воспитанников дошкольных учреждений “Олимпиада посвященная 300 летию Кузбасса-2019” среди воспитанников дошкольных учреждений Центрального района г. Новокузнецка Цели и задачи.

Формирование художественно-конструктивных способностей детей, как важнейшая задача дошкольного образования Формирование художественно-конструктивных способностей детей как важнейшая задача дошкольного образования Автор: Сигалева Юлия Павловна.

Фотоотчет об участии в городском фестивале творческих коллективов дошкольных учрежденийФотоотчет об участии в городском фестивале творческих коллективов дошкольных учреждений В целях выявления,привлечения и поддержки способных,творчески одаренных детей,обновления содержания работы по художественно-эстетическому.

Мастер-класс для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений «Речевое музицирование» Мастер- класс для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Тема: «Речевое музицирование, как средство развития музыкально.

Повышении педагогической культуры родителей в современных дошкольных учреждений Повышении педагогической культуры родителей в современных дошкольных учреждений Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил.

Применение компьютерных технологий в группах компенсирующей направленности дошкольных учреждений В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий в дошкольное образование. Процесс информатизации в.

Проблемы взаимодействия дошкольных учреждений с семьями воспитанников Проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников. "Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда.

Профилактика голосовых нарушений у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений ПРОФИЛАКТИКА ГОЛОСОВЫХ НАРУШЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Ю. К. Зиновьева студентка 5 курса Анапский.

Психологическая помощь воспитателям дошкольных учреждений Сегодня в связи с введением ФГОС ДО многим воспитателям требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для них.

Шашечный турнир среди воспитанников дошкольных учреждений 31 января 2019 года на базе МБОУ ДО «Дом детского творчества» состоялся районный Шашечный турнир среди детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи ребенка — важнейшая задача семьи, дошкольных учреждений и школы
Опубликовано: 31 октября 2019 в 20:23
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи ребенка — важнейшая задача семьи, дошкольных учреждений и школы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Андреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД