Юлия Усанова
Развитие речи посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровый физически развитый ребёнок с хорошей, правильной, грамотной речью способен качественно усваивать программный материал начальной школы. Для достижения поставленной цели мы работники дошкольных учреждений должны уделять особое внимание развитию речи детей. Вклад России в мировую литературу трудно переоценить. Наше время, к сожалению, обходятся безжалостно с этим богатством: безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия культура речи. Год от года растет число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств : темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос. Мы, взрослые не должны забывать, когда вводим ребенка в огромный мир русского языка, что это наше национальное достоинство. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Публикация «Развитие речи посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова и др.) .Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, мы пришли к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды причем не только на едине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей. Опыт педагогической работы показал, что, театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса) .Занятия в детском театре обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарь, разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т. д. Целью нашей работы по театрализованной деятельности является : овладение детьми полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе, а это одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания. Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.
влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей
неоспоримо. С помощью театрализованных занятий
можно решать практически
все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и
приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот
богатейший материал словесного творчества народа.
В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;
Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
Происходит коррекция поведения;
Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.