Громова Наталья Борисовна
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Грамота»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка про гласные Я, Е, Ё, Ю.
На занятиях по развитию речи (грамота) возник вопрос: "Почему нельзя спеть буквы Я, Е, Ё, Ю?" На помощь нам пришла сказка, которой я и хочу поделиться.
Сегодня мы с вами познакомимся с новыми буквами и звуками, а поможет нам в этом рассказ-сказка. Послушайте.
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе „Грамота“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Звук [й], как мы с вами знаем, согласный звук, живет в синем квадратике нашего панно. Он бывает только мягким. Но с таким мягким "характером" [й] не мог найти себе друзей среди своих согласных собратьев. Быть все время одному - трудно, одиноко и очень скучно. И тогда [й] решил пойти к гласным звукам (которые живут у нас в красных клеточках). Звук [й] подумал: "Гласные такие хорошие, покладистые, не гордые, не важничают. И главное - все время поют. Не то, что некоторые согласные звуки: и шипят, и свистят, и фыркают". Й отправился к гласным звукам, и те не прогнали его, а пригласили в гости, и предложили спеть вместе с ними. Звук [й]-согласный, петь не умеет, но все же согласился: " Дай, - думает попробую. Вдруг чего-нибудь получится".
- Первой подошла к звуку [й] гласная [а]. И когда они вместе-’запели, то получился новый звук (йа). (В. предлагает детям тоже спеть, произнести этот новый звук). - Со звуком [э] получилась своя песня-звук [йэ]. - Дети произносят новый звук. - Со звуком [о] - получился звук [йо]. - Дети произносят новый звук. - Со звуком [у] получилась такая песня: [йу]. - Дети произносят новый звук.
Вот началось тут веселье у звуков. Но вскоре звукам надо было разойтись по своим буквам-знакам. Гласные ушли в красные клеточки, звук [й] ушел в свою синюю клеточку. Но что же делать с новыми, такими чудесными звуками? - Им всем дали свои буквы-знаки. - В. показывает демонстрационные буквы. - Звуку [йа] дали вот такую букву-знак Я, я; звуку [йэ] - вот такой знак-букву Е, е; звуку (йо] - такую букву Ё, ё; звуку [йу] - вот такую букву Ю, ю.
- Новые одежки-буквы очень понравились звукам [ йа, йэ, йо, йу]. А так как все эти звуки были очень голосисты, буквы эти Я, Е, Ё, Ю стали гласными, и их поместили в красные клеточки".
- В. предлагает детям по очереди произнести - пропеть-новые звуки. -Дети дают им характеристику, как гласным звукам. - В. помещает буквы в красные клетки панно букв (под А размещается Я, под О - Ё; под Э - Е, под У-Ю);
- В. : "Я рассказала вам сказку, в которой вы познакомились с четырьмя новыми гласными буквами. "Сказка - ложь. ", но в ней всегда есть и правда. А правда заключается в следующем: - звук [й] занимает особое место среди других согласных звуков; - буква Й всегда цепляется, стоит рядом с сильной, ударной гласной: и в начале слова (йод, и в середине слова (зайка, майка, и в конце (май, чай).
В заключении В. говорит о том, что сегодня дети познакомились с новыми четырьмя гласными буквами.