Светлана Гордиенко
Развитие речи, пальчиковые игры
▼ Скачать + Заказать документы
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. "Рука – это инструмент всех инструментов"- заключил еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. И эти выводы не случайны.
Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Поэтому, стимулируя тонкую моторику, мы активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь.
Публикация «Развитие речи, пальчиковые игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Предметная деятельность
Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики :
• Застёгивание и расстегивание пуговиц;
• Шнурование ботинок;
• Шнуровка на специальных рамках;
• Нанизывание колец на тесьму;
• Сортировка мозаики по ячейкам;
• Игры с конструкторами;
• Перебирание круп, зерен.
Пальчиковая игра «Шарик»
Надувайся, шарик, больше
Лучше щёчки раздувай!
Поиграй ты с нами дольше:
Катись, прыгай и летай!
Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем – большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение.
Пальчиковая игра «Солнце»
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».
Пальчиковая игра «Качаем лодочку»
Долго лодочку качало.
Ветер стих, и лодка встала.
Ладонь руки – вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно двигать кисть руки влево – вправо.
Пальчиковая игра «Гусь»
Гусь сердитый зло гогочет:
Может быть, он кушать хочет?
Поставить руку локтём на стол. Все пальцы прямые. Четыре пальца (кроме большого) выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом».
Пальчиковая игра «Прятки»
Где, где наши ручки, маленькие ручки? (за спиной)
Вот, вот наши ручки, маленькие ручки (руки впереди, вращают ладошки)
Где, где наши ручки (руки за спиной)
Вот, вот наши ручки, маленькие ручки (хлопают в ладоши)
Где, где наши ручки, маленькие ручки? (руки за спиной)
Пляшут, пляшут наши маленькие ручки (руки над головой вращают ладошками)
Педагог: Ребята руки нужно беречь, потому что они наши помощники!
Что можно делать руками? (ответы детей)
Вы ещё маленькие, но вы должны научить свои руки трудиться, чтобы ваши руки стали ловкими, умелыми, нужно их беречь и каждый день играть с ними.
Пальчиковая игра «Волшебные ручки»
Наши ручки волшебные они многое умеют
Ручки танцуют (поднимают руки вверх и вращают ладошами напевая «ля-ля-ля»)
Руки играют на пианино (имитируют игру на пианино перебирая пальцами на столе, на коленях)
Наши ручки – молоточки (стучат кулаком по коленям, напевая «тук-тук-тук»)
Наши ручки – пилы (водят ребром ладони по коленям, напевая «вжик-вжик»)
Наши ручки – отвёртки (вращают указательным пальцем, имитируя закручивание гайки, напевая «трр-трр»)
Руки подметают (всей ладонью с растопыренными пальцами проводят по коленям, имитируя веник, напевая «вшш-вшш»)
Пальчиковая гимнастика «Где твой пальчик?»
Где твой палец большой?
У меня за спиной (показывает из-за спины)
А где твой указательный?
Посмотри внимательней!
А где средний твой палец?
Вот какой красавец!
А где твой безымянный?
Вот, с кольцом оловянным!
А мизинчик – малышка?
Вот, он младший братишка!