Анна Иванова
Конспект занятия по развитию речи, основам грамотности «Путешествие в страну знаний» в подготовительной группе
Развитие речи, основы грамотности: «Путешествие в страну знаний» в подготовительной группе.
Цель: закрепление знаний, умений и навыков детей по разделу «обучение грамоте».
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи, основам грамотности „Путешествие в страну знаний“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Обобщить и систематизировать знания детей о звуках: совершенствовать навыки звукового анализа; умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схеме; закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи
Развивающие:
2. Развивать фонематическое восприятие, закреплять отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений по опорной схеме.
Воспитательные
3. Воспитывать желание учиться, ответственно относиться к выполнению заданий.
Предварительная работа: игровые упражнения и дидактические игры на умение различать гласные и согласные звуки, умение делить слова на слоги, составлять из слов предложения,
Методы и приемы: экспериментирование, беседа, загадки, самостоятельная работа детей по выполнению заданий, работа у доски, физ. минутка, дидактические игры, вопросы – ответы, рассуждения и выводы детей.
Материалы и оборудование: миска с водой, 7 шт цветочков из бумаги, цветик – семицветик, телефон, программа Сканер, видеозапись школьников, магнитные буквы и 3 изображения мальчиков с артикуляцией гласных и согласных звуков, дидактическое пособие «Где живет звук» - 8 штук, пособие для звукового разбора слова-8 штук, 3 кочки, тренажер «Я учусь читать» -8 штук, схема предложения, счетные палочки.
Ход НОД
Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом мои маленькие цветочки. (опыт с цветочками)
Цветочки распускаются и обращаем на серединки, каким они цветом, сколько всего цветочков.
-У какого цветочка столько же лепестков (цветик –семицветик)
- Какого цвета у него лепестки?
красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Воспитатель: Где еще в таком же порядке расположены цвета? (В таком порядке расположены цвета радуги)
Воспитатель: А кто знает поговорку для запоминания порядка цветов в радуге?
Дети произносят поговорку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Воспитатель: Ой, тут на цветочке код какой то? Давайте посмотрим, что это?
Просмотр видеозаписи.
Воспитатель: Вы готовы учиться в школе? (да)
Ну, что отправляемся в путешествие.
Отрывает ребенок лепесток и называет цифру.
В это время воспитатель говорит: «Лети, лети лепесток и приведи нас к заданию N1».
Воспитатель: В первом задании вам нужно будет ответить на вопросы.
Вопросы: Когда мы общаемся друг с другом, мы слышим звуки. Это звуки речи.
– Какие бывают звуки речи? (гласные и согласные)
– Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем)
– назовите гласные звуки выберите гласные буквы и поставьте их к мальчику (А, О, У, Ы, И, Э).
– Почему они называются «гласные»? (они произносятся только с помощью голоса, их можно петь).
– Назовите согласные звуки и найдите согласные буквы и поставьте к мальчику (Л, М, Н, Р, Г, К, В, Ф, З, С).
– Почему они не поются? Что мешает? (язык, губы, зубы)
– А какие бывают согласные звуки? (звонкие и глухие, твердые, мягкие)
И мы отправляемся дальше.
Ребенок отрывает лепесток и читает цифру.
Воспитатель «Лети, лети…к заданию N2».
КАРТОЧКА N2
Игра «Где живет звук?»
- Я буду называть вам слово, если в этом слове есть звук Л,то ставим метку в нужное место.
- Будьте внимательны! Звук может стоять в начале, середине или в конце слова
- Если в слове нет этого звука, никаких действий мы не выполняем.
(ЛАМПА, НОСКИ, ВИЛКА, ЛУНА, МИР, ЛЕЙКА, ПОЛКА, НИТКА, БУЛКА, МИСКА, КОШКА, ЛАНДЫШ, СЛИВА, САМОСВАЛ, МАЛЬЧИК, ДЕВОЧКА, ДЯТЕЛ, ЦЫПЛЕНОК, ПЕНАЛ, МАРТ)
Ребенок отрывает лепесток и читает цифру 3.
Вос-ль «Лети, лети…к заданию N3».
Звуковой разбор слова, а каких слов, нам помогут загадки:
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
Я все знаю, всех учу
А сама всегда молчу
Чтоб со мною подружиться
Нужно чтению учиться (КНИГА)
Дождик с Солнцем смастерил
Мост высокий без перил.
От чудесного моста
Всему миру красота…
И мы оправляемся дальше.
Ребенок отрывает лепесток и читает цифру. Вос-ль «Лети, лети…к заданию N4».
КАРТОЧКА N4 физминутка
Ножки в стороны — и раз!
Спинка ровная у нас.
Ручки на груди сложи —
Букву А нам покажи!
Нужно очень ровно встать,
Руку левую поднять,
Чуть согнуть в колене ногу,
Что получим мы в итоге?
Ясно и тебе, и мне!
Ну конечно, буква Б!
Букву В изобрази:
Ногу левую согни,
Левую руку на пояс поставь,
Правую сторону ровной оставь.
Ребенок отрывает лепесток и читает цифру 5. Воспитатель «Лети, лети…к заданию N5».
КАРТОЧКА N5
У вас у каждого картинка, надо определить сколько слогов в слове и пройти столько же кочек.
(апельсин, улитка, собака, капуста, мяч, шишка, гриб, кролик)
Ребенок отрывает лепесток и читает цифру 6. Воспитатель «Лети, лети…к заданию N6».
КАРТОЧКА N6
Тренажер «Я учусь читать»
И мы оправляемся дальше.
Ребенок отрывает лепесток и читает цифру 7. Вос-ль «Лети, лети…к заданию N7».
КАРТОЧКА N7
Схема предложения.
- Дети, как вы думаете, что это? (Ответы детей)
- А что такое предложение? (предложение - это несколько слов, которые дружат между собой. Это законченная мысль)
- Скажите, что означает каждая полоска на схеме? (сколько слов в предложении)
- Как пишем первое слово в предложении? (с большой буквы)
- Что ставим мы в конце предложения? (точку)
- Посмотрите на схему предложения, сколько слов здесь? (два)
- Придумайте предложение по этой схеме (дети придумывают предложения)
- Молодцы!
- А теперь послушайте еще одно задание.
- Составьте предложение из трех слов, со словом….
- А слово в отгадке.
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла. (весна)
(дети составляют предложения, выбрать лучшее предложение и предложить детям составить схему)
- Перед вами счетные палочки.
- Давайте выложим из счетных палочек схему предложения «Пришла долгожданная весна»
- Сколько слов в этом предложении?
- Какое слово первое? Второе? Третье?
- С какой буквы пишется предложение? А еще, какие слова мы пишем с большой буквы, даже если они не стоят в начале предложения?
- Что ставим в конце предложения?
- Еще, какие знаки могут стоять в конце предложения?
- Молодцы!
Воспитатель: мы выполнили все задания, и получили все буквы, давайте попробуем прочитать: «ВЫ ГОТОВЫ К ШКОЛЕ».
Воспитатель: Я вам рада сообщить, что дорога в страну знаний вам открыта, потому что вы обладаете знаниями, умениями и навыками, которыми должен обладать будущий первоклассник.
Воспитатель: Ребята, что вам понравилось на занятии?
Награждение медалями.
Воспитатель: Спасибо нашим гостям, спасибо нашим ребятам.