Лилия Владимировна Сергунина
Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Насекомые» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи на тему "Насекомые" для детей 4-5 лет
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи „Насекомые“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи. Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (ещё, потом).
В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки персонажей. У ребёнка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. Исходя из этого, основной задачей развития речи является воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, которые решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.
Цель: Развитие речевой активности детей в процессе уточнения и обогащения представлений о насекомых.
Задачи.
1) Обучающие:
1. Формировать представления детей о различных насекомых.
2. Обогатить и активизировать словарь детей на основе углубления знаний об окружающем природном мире.
2) Развивающие :
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать речевую и познавательную активность, самостоятельность в общении.
3) Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающей природе.
2. Способствовать умению детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, достигать общих интересов.
Методы и приёмы.
1. Словесный: рассказ взрослого, стихи, вопросы.
2. Наглядный: рассматривание картин, книг.
Формы организации детей : коллективная (совместная деятельность педагога с детьми, подгрупповая, индивидуальная.
Виды детской деятельности : познавательная, двигательная, игровая, речевая.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитее».
Используемые педагогические технологии: личностно-ориентированная (технология сотрудничества); игровые технологии; здоровье-сберегающие технологии.
Материалы и оборудование: игрушка кузнечик, бубен, ширма. Предметные картинки с изображением насекомых.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу весной. Рассматривание тематических альбомов «Насекомые», «Бабочки». Ознакомление детей с насекомыми. Чтение стихотворений о насекомых.
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, какой сегодня чудесный день! Давайте улыбнёмся друг другу, поздороваемся.
Здравствуй вольный ветерок (качаем руками над головой).
Здравствуй маленький дружок (обнимаем соседа).
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!»
Организационный момент.
Воспитатель: «Сегодня к нам в гости пришел кузнечик.
Наш кузнечик маленький,
Зелененький, удаленький.
Лапками стрекочет,
Бить он в бубен хочет.
Давайте вместе с кузнечиком поиграем. Вы хотите?»
Дети: «Да!»
Воспитатель: «Слушайте внимательно, как он стучит в бубен. Хлопайте в ладоши также как и кузнечик.» (Воспитатель отстукивает на бубне ритмы — дети повторяют.)
Воспитатель: «Молодцы! Ребята кузнечик предлагает нам сходить в гости на лесную полянку.»
Физкультминутка «Большие ноги».
Цель: приучать детей выполнять движения согласно тексту.
«Большие ноги идут по дороге
Топ-топ, топ-топ
Маленькие ножки бегут по дорожке
Топ-топ-топ-топ, Топ-топ-топ-топ-топ
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр.
И направо, и налево.» (Наклониться вправо, влево).
Воспитатель: «Вот мы и пришли волшебный лес на весенний лужок. Ой, как много бабочек…»
Дыхательное упражнение «Бабочки летят».
На столе лежат бумажные бабочки разного цвета (основных цветов и две-три разноцветные).
Воспитатель: читает стихотворение Н. Радченко.
«Летела бабочка, летела
Устала, на ладошку села, (дети сажают бабочек на ладошку).
Немного посидела, отдохнула,
Оправилась и мигом упорхнула (детям предлагается подуть на бабочек и полюбоваться их полетом (дети делают глубокий вдох через нос и спокойный выдох через рот).»
Воспитатель: «Расскажите, какие бабочки по расцветке? (описание бабочек детьми). Что есть у всех бабочек? А чем они отличаются?»
Ответы детей (у них есть усики, туловище, 4 крылышка, лапки и т. д.)
Воспитатель: «Обратите внимание, верхние крылышки – правое и левое – одинаковые по форме и цвету. А нижние?»
Дети: «Да, и нижние тоже одинаковые.
Воспитатель: «Вот какие чудесные бабочки! Они такие разноцветные, как цветочки, с яркими узорами на крылышках. Они порхают над полянкой и радуются солнышку.»
Воспитатель: «Ребята, а каких еще вы знаете насекомых?»
Дети: «Муха, пчела, комар.»
Упражнение «Насекомые над лугом».
Дети договаривают словосочетания и выполняют движения вслед за воспитателем.
«Жу-жу-жу - жужжит пчела (дети поднимают руки в стороны,
Я лечу издалека (ритмично машут руками, как крылышками).
Зу-зу-зу - комар пищит (ритмично «выбрасывают» указательные
пальцы вперед).
Уф-уф-уф, как паровоз, (ритмично притопывают ногами)
Шмель пыхтит, пыльцу повёз.
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу (ритмично хлопают в ладоши).
Я любого разбужу».
Закрепление материала.
Воспитатель: «Скажите, какие насекомые у нас сегодня побывали? А каких насекомых мы увидели на картинке?»
Дети: «Комара, божью коровку, муху, бабочку, кузнечика.»
Воспитатель: «Ребята, а как мы называем их одним словом?»
Дети: «Насекомые»!
Воспитатель: «Правильно ребятки. В природе очень много насекомых. Они все разные и приносят пользу. Я очень рада за вас. Вы все старались, были активные, внимательные и дружные. Молодцы!»