Бубликова Кристина
Развитие речи на музыкальных занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи на музыкальных занятиях в ДОУ.
В воспитании дошкольников, музыка занимает важное место. Музыкальное развитие не только обогащает духовное развитие детей, но также формирует эмоциональную сферу ребенка, совершенствует его мышление.
Публикация «Развитие речи на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В последнее время все больше детей у которых наблюдаются особенности в развитии, например такие как: задержка развития речи, задержка психологического развития, задержка моторного развития и др.
Занятия музыкой в детском саду обладают особой эффективностью. Ведь на всех музыкальных занятиях дети активно развивают свою речь. Они развивают речевое дыхание, развивают чувство ритма и темпа, а также развивают дикцию, при помощи различных видов музыкальной деятельности, развивают и свою моторику : музицируют на музыкальных инструментах, играют в пальчиковые игры сопровождаемые музыкой и т. д.
Музыкальному руководителю необходимо мягко и тактично через игровые приемы научить детей управлять своим голосовым аппаратом. Но главное в этом деле не навредить и быть предельно осторожным, ведь детский речевой аппарат очень хрупкий инструмент.
Одним из главных видов деятельности на музыкальных занятиях является пение. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в развитии речи человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и отмечал, что «Пение первоначально и существенно подобно разговору». Пение развивает речевое дыхание, голос, чувство ритма и темпа, а также дикцию. Когда дети разучивают слова песни они постоянно проговаривают одни и те же слова, что непосредственно помогает овладеть языком. Ведь повтор является одним из главных способов речевого развития. Благодаря пеню можно исправить такие недостатки речи как : невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Конечно, разучивая разные песенки, дети непосредственно узнают новые слова, и пополняют тем самым свой словарный запас что так же в свою очередь развивает речевую деятельность дошкольника.
Разучивая слова песен, необходимо поработать и над артикуляцией ведь, слова в пении всегда должны произноситься четко и внятно, и здесь не обойтись без артикуляционных упражнений, которые вызывают эмоциональный отклик детей, а также развивают их дикцию и мимику. Артикуляционные упражнения совершенствуют дикцию, формируют артикуляцию различных звуков, активизируют все части речевого аппарата. Проводятся параллельно и вокально-артикуляционные упражнения, которые тренируют мышцы, отвечающие за речь, помогают достигнуть свободного движения этих мышц, помогают развивать певческую дикцию и артикуляцию.
Помимо пения, на музыкальных занятиях дети развивают и свою моторику. Как известно мелкая моторика имеет особое влияние на речевое развитие детей, ведь «кисть» руки является своеобразным «органом речи» так же как и артикуляционный аппарат. На каждом музыкальном занятии дети, развивают свою моторику : играют на музыкальных инструментах, играют в музыкально-пальчиковые игры. А так как самой доступной формой обучения для детей является игра, дети безусловно с большим интересом выполняют пальчиковые игры под музыку, повторяя веселые потешки или маленькие стишки, эти упражнения превращаются в увлекательное развлечение. Хорошо помогает методика Железновых она включает в себя зарядку, пальчиковые игры, жестовые игры и многое другое, а главным моментом в этой методике является то, что все это делается под музыку.
Музицирование на музыкальных инструментах помогает развивать моторику, и это занятие любимое у детей, ведь здесь им дается шанс побыть самостоятельным, пересилить стеснительность, проявить свою активность и раскрыть свои таланты, при этом еще и развивая свою моторику и следовательно свою речь.
В процессе формирования у детей четкого произношения, имеет значение и правильное дыхание. Правильное дыхание играет и оздоровительную роль, стоит обратить внимание на то, как часто болеют дети с нарушениями в развитии речи. При ослабленном дыхании ребенок не проговаривает полностью фразу, не правильно строит предложения, даже петь песни ему сложно, т. к. приходится чаще вдыхать воздух, у таких детей слабая дыхательная мускулатура и маленький объем легких.
Ну и как же обойтись на музыкальных занятиях без танца, ведь двигаясь под музыку дети связывают движения с ритмом музыки, а это развивает крупную моторику, координацию движений, память в мышцах, пространственную ориентацию, нередко дети, выполняя танцевальные движения проговаривают следующие действия или ведут счет под музыку. Физиологи уже давно доказали, что движение тесно взаимодействует с памятью, речью, обучением, эмоциями и стимулирует мозг.
Рассмотрев все виды детской музыкальной деятельности, можно сделать вывод о том, что безусловно на каждом музыкальном занятии дети развивают интерес и любовь к музыке, музыкальное восприятие и слух, а также активность голосового аппарата, развивают свою дикцию и речь. Каждый вид музыкальной деятельности так или иначе воздействует на активацию речевого навыка.