Марина Ланских
Развитие речи младших дошкольников Нововаршавской гимназии в процессе проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников, так как играет большую роль в формировании личности. Именно речевое развитие, его объём, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, сказки.
Публикация «Развитие речи младших дошкольников Нововаршавской гимназии в процессе проектной деятельности» размещена в разделах
Одним из эффективных методов по развитию речи детей является проектная деятельность, так как позволяет развивать творческое мышление, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи.
Технология проектной деятельности является также уникальным средством обеспечения сотворчества, объединения всех участников образовательного процесса на основе общей темы, интересов, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию с интеграцией в различных образовательных областях.
Тема проекта «По дороге в сказку!» выбрана неслучайно, она близка нашим малышам. В младшей группе основное внимание уделяется речевому развитию : наполнение и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений окружающей ребенком жизни. Поскольку дети еще не умеют говорить, а при помощи сказочных героев у них активизируется речь, расширится знания детей об окружающем мире. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.
В ходе реализации проекта в группе пополнен центр по речевому развитию и театрализованной деятельности детей, включающий в себя серию картинок по лексическим темам, предметных картинок, иллюстрации к сказкам, каталоги дидактических игр («Узнай героя по описанию», «Назови сказку», «Собери сказку из частей», «Кто как кричит?» и др.); пальчиковых игр («По ровненькой дорожке», «Вышла курочка гулять», «Мы слепили колобка», «Курочка Ряба», «Мышка»); подвижных игр («Где курочка спрятала яичко?», «У медведя во бору», «Собачка Жучка», «Зайка серенький сидит») и т. д. Подобрана картотека чистоговорок, стихов, потешек, поговорок, приговорок.
Разработаны и проведены серия НОД, беседы с детьми: «Моя любимая сказка», «Правила общения с книгой» и другие, где активными участниками стали и педагоги, и дети, и родители.
Для театрализованной деятельности родители совместно с детьми создали настольные, пальчиковые театры «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», маски любимых персонажей из различных сказок.
Одним из важных этапов проекта было слушание народных сказок. На протяжении всего проекта действовала театральная гостиная «Расскажи мне сказку, мама», суть которой заключалась в том, что мамы, приходя в группу вечером за детьми, рассказывали и обыгрывали для всех детей сказку. Это вызывало бурю эмоций и восторга у малышей и волнение, и радость у мамы. Здесь самое интересное, что сказки рассказывали, да именно рассказывали, а не читали, родители. Так, наши дети познакомились с народными сказками «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» и другими.
По окончанию данного проекта был проведен итоговый развлекательный досуг «В гостях у сказки», в котором мы создали игровую ситуацию, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости.
Мы с детьми создали своими руками несколько книжек – малышек, а так же альбом из эпизодов любимых сказок, из которых была организована выставка.
Как показала практика, проектная деятельность стала благодатной почвой для успешной адаптации и фундаментом всестороннего развития детей раннего возраста, уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности, способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств.
В результате работы по реализации проектов обогатился и пополнился словарный запас младших дошкольников, речь стала более чистой, грамматически правильной, выразительной. Дети стали проявлять инициативу в общении, делиться впечатлениями со сверстниками.
Список используемой литературы.
1. Речевое развитие детей раннего возраста/ Под ред. О. Э Литвинова – СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016.
2. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Планы занятий. – В. В. Гербова 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозайка-синтез, 2017.
3. «Театрализованная деятельность в детском саду», А. Е Антипина
Москва 2014 г.
4. «Развитие игровой деятельности» О. А. Степанова ТЦ «Сфера» М., 2009г.
5. «Проектная деятельность в детском саду». Н. Е Веракса, А. Н. Веракса М. : Мозаика-Синтез, 2008.