Ольга Мацнева
Развитие речи и мелкой моторики — важнейшие условия подготовки детей дошкольного возраста к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать; и хотелось бы, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли.
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр, занятий.
У большинства детей дошкольного возраста специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Поэтому, одним из немаловажных аспектов развития речи является развитие тонкой моторики и координации движений пальцев рук.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, исследования, проведенные В. И. Бельтюковым, М. М. Кольцовой, Л. А. Кукуевым, Л. А. Новиковым и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития тонкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции.
Поэтому, М. М. Кольцова пришла к заключению, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».
М. М. Дьяченко отмечает, что уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Как показывают практические исследования С. Е. Гавриной, многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. Наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму, т. е., говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения.
Более точно указывает Е. М. Мастюкова, определяя письмо как сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Автор считает, что подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Затруднения ребенка, что связанные с деятельностью его руки накладывают негативный отпечаток и на поведение ребенка, и на частные вопросы его обучения, что справедливо замечает А. В. Петров. Дети, осознающие свои недостатки, испытывают различной степени страх и тревожность перед занятиями, связанными с мелкой моторикой.
С. П. Дуванова и Е. Ю. Тебелева, указывают, что, если уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики, то можно решить сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовить к овладению навыком письма.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти руки. Поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
В специальной литературе имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев рук, приведены разнообразные игры и упражнения.
Список использованной литературы
1. Жукова Н. С. Развитие руки : просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание. 2006. № 11. С. 31-33.
2. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Спб. : ИД МиМ, 1998. 192 с.
3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М. : Педагогика, 2003. 143 с.
4. Петров А. В. Игротека «Ловкие ручки» обучает и воспитывает : Методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. 44 с.
5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПБ. : Лань, 2010. 119 с.