Митина Татьяна Николаевна
Развитие речи и культуры общения средствами театрализованной деятельности
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. При помощи родного языка ребенок получает возможности общения с другими людьми. И если ребенок научится говорить на родном языке чисто, выразительно, понятно выражать свои мысли, то его личность получит полноценное развитие. И важнейшая задача дошкольного образовательного учреждения – речевое развитие детей, в соответствии с требованиями и рекомендациями ФГОС.
Публикация «Развитие речи и культуры общения средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Вежливость, день вежливости. Сценарии развлечений
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В стенах детского сада происходит первоначальное формирование правильного разговора. Речь ребенка выполняет три функции связи его с миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.
С речью у детей много проблем:
-бедность речи из-за недостаточного словарного запаса
-замусоривание речи
-бедная диалогическая речь
-неспособность построить монолог
-отсутствие навыков культуры речи
Период с 3-х до 7-и лет – это период активного усвоения грамматической речи, звуковой стороны речи, развитие связной речи, активизация и обогащение словаря. В дошкольном учреждении ребенку разнообразить речевую практику помогают разные виды деятельности и одна из них – театрализованная игровая деятельность. Мы знаем и помним, что игра – главный вид ребенка. А театрализация – один из видов игры, где непринужденная, эмоциональная атмосфера и она развивает интерес к литературе, а значит идет работа и решаются задачи речевого развития. Я хотела – бы отметить такой момент: театрализованная деятельность помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, что зачастую является причиной речевой неактивности. А воздействие театрализованной игры прежде всего словом. Для того, чтобы решать речевого развития нужно создать условия для театрализованной игры.
Напомню виды театров :
-настольный пальчиковый теневой -драматизация
-плоскостной би- ба- бо перчаточный
Уже в ранних группах / даже активнее, чем в других / детям организуют театрализованные представления на основе потешек, песенок, сказок, используя игрушки, плоскостной и настольный театры : /, Кисонька-мурысонька,, Сорока – белобока,, Перчатки Маршака и т. д. /Идет активизация словаря, мимики, жестов, что является подготовкой к развитию элементов речевого общения. После обыгрывания педагог задает вопросы, которые помогают работе над выразительностью речи, учат звукоподражанию, управлять силой голоса. Немного скажу об играх с пальчиками, пальчиковом театре : подобные игры ведут к стимуляции кончиков пальцев что напрямую связано с речью / что и пальчиковая гимнастика, она тоже мини- театрализация/.Уже в младших группах дети обыгрывают потешки, небольшие произведения, будучи в роли артистов. Они воспроизводят литературные произведения с помощью слов, мимики,жестов,передавая различные образы. Все это способствует обогащению языка литературной образной речью, совершенствуется артикуляционный аппарат, активизируется уже имеющийся словарный запас. В среднем возрасте ребенок-артист создает образ с помощью средств выразительности (интонации,силы голоса, тембра), формируется монологическая идеологическая речь. И уже в старших группах театрализованная деятельность получила развитие в виде актерского мастерства, которое потребовало от детей четкой дикции, правильного грамматического строя речи, связной речи. Формируется эмоционально насыщенная речь, совершенствуется монологическая идеологическая речь.
И какими бы не были театральные игры :
-пальчиковые
-имитация
-импровизация
-ролевые диалоги, драматизация
-режиссерская игра-все они направлены и решают задачи речевого развития :
1. З. К. Р.
2. Интонационная выразительность
3. Активизация и обогащение словаря
4. Связная речь
Одна из проблем речевого развития - отсутствие культуры речи.
А культура общения-это та часть поведения, которая выражается, главным образом,в речи. Культура речи- это умение выразительно и доходчиво излагать свои мысли. Вершиной речевой культуры является литературный язык. Обогащения опыта общения происходит в различных ситуациях. Овладение литературным языком своего народа идет,в частности,через театрализованную деятельность,что приводит к приобретению навыков культуры речевого общения с окружающими. Через диалог, монолог формируется речевая культура и правильная модель поведения в современном мире. Это дает возможность познакомиться с правилами этикета,традициями, обрядами,дает возможность ставить себя на место героев в различных ситуациях.
В словаре активизируются слова,которые мы называем “культурными”. Ну, и, конечно,пережитое, а лучше-рассказанное в спектакле, вызывает потребность рассказать родителям. Все это тоже способствует развитию речи и умению передать свои впечатления в монологической форме.